ОГЭ


Давайте посмотрим, какие изменения планируются в новом учебном году.
Изменение 1. На 5 минут сокращено время выполнения всей экзаменационной работы.

Изменение 2. Исключено задание С2.2 (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).



Изменение 3. При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему выпускникам предлагается раскрыть смысл высказывания К.Г.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".



Изменение 4. В случае записи неверного ответа теперь экзаменуемый может просто зачеркнуть его и рядом записать новый.


Таким образом, принципиальные изменения в КИМах 2013 года не наблюдаются. Более того, текст, задания уровня А и В остались такими же, как в демонстрационном варианте 2012 года.


ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ ГИА В ОЦЕНКИ

Начинаем выкладывать полезные материалы для подготовки к ГИА 2013. Первое, с чего начинаем, -шкала перевода  тестовых баллов ГИА в оценки. Разработанная специалистами ФИПИ шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. 

Пересчет первичных баллов в отметку ГИА по русскому языку

Максимальный балл - 42. Ниже представлена шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. Минимальный балл ГИА по русскому языку для прохода в профильные классы - 34.
Отметка по пятибалльной шкале
2
3
4
5
Общий балл
0 - 17
18 - 27
28 – 36,
из них не менее 4 баллов по критериям
ГК1 - ГК4.
Если по критериям
 ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
37 – 42,
из них не менее 6 баллов по критериям
ГК1 - ГК4.
Если по критериям
ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется от метка «4».

Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки2
Допущено 2–3 ошибки1
Допущено 4 и более ошибки0
ГК2Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок2
Допущено 3-4 ошибки1
Допущено 5 и более ошибок0
ГК3Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка2
Допущено 2 ошибки1
Допущено 3 и более ошибок0
ГК4Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок2
Допущено 3-4 ошибки1
Допущено 5 и более ошибок0
Примечание: для "четвёрки" по русскому языку необходимо набрать не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4, а для "пятёрки" - не менее 6 баллов:
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Отметку «5» по химии рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
Ссылка здесь


ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ 
Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Вспомним апельсиновый сок?  
Какими способами можно выжать сок? 
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.

В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.
Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами.

О них сейчас и поговорим.

Известны три способа сжатия текста
1. исключение, 
2. обобщение, 
3. упрощение.

В этой статье я расскажу о первом способе сжатия текста:ИСКЛЮЧЕНИИ.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
                                                              
ПРИМЕР:

до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский имолдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.




Способы сжатия текста. Обобщение

В этой статье я расскажу о втором способе сжатия текста -ОБОБЩЕНИИ.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.

ПРИМЕР:

до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009


Способы сжатия текста. Упрощение

Третий способ сжатия текста - это УПРОЩЕНИЕ.

При УПРОЩЕНИИ необходимо: 
  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическаяфирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий ПРИМЕР демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
  • замена придаточного обстоятельственного предложениядеепричастным оборотом;
  • замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку.Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009


ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ 

ГИА: Задание В9 - Вариант 1

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 3 "Путь на юг" пер. Муравьев, Кистяковский.

ГИА: Задание В9 - Вариант 2

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 3 "Путь на юг", глава 4 "Пушествие во тьме" пер. Муравьев, Кистяковский.
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В9

Теоретический минимум по теме:  «Бессоюзное предложение»
Отдельные аспекты этой темы уже рассматривались в предыдущих статьях (ГИА: задание В7). Здесь осталось лишь кое-что уточнить.
Типичная ошибка. Бессоюзное предложение — это не то предложение, в котором нет союзов вообще. Бессоюзной называется связь между частями сложного предложения, поэтому предложение «Я отнесу Кольцо в Мордор» не будет бессоюзным. Оно простое.
Между частями сложного бессоюзного предложения могут быть такие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Последние два знака используются чаще, это поможет визуально искать такие предложения в тексте. Главное, чтобы потом вы проверили: на самом ли деле двоеточие здесь из-за бессоюзия.
Например, вы нашли предложение с тире или с двоеточием. В дороге было много приключений: тролли, пауки, волки, дракон. Видим двоеточие. Но что идёт после него? Новое предложение? Нет, это только однородные члены, раскрывающие содержание понятия «много приключений«. Новой грамматической основы нет, а значит, нет и предложения. Вывод: нет и бессоюзия.
Смотреть дальше

ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ 

ГИА: Задание В8 - Вариант 1

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 1 "Неожиданные гости", глава 2 "Совет"; пер. Муравьев, Кистяковский.

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В8
Прежде чем браться выполнять задания В8 и В9, обязательно ознакомьтесь с теоретическим минимум заданий, связанных с тем, как находить грамматическую основу, как узнавать количество грамматических основ, а также как узнавать границы простых предложений внутри сложного (ГИА: задание В3ГИА: задание В6ГИА: задание В7).
Теперь, когда вы повторили, приступим к изучению нового. В задании В8 вам придётся искать три типа предложений: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. Чтобы облегчить задачу запомните следующее: искомое предложение будет состоять минимум из трёх частей. Простые предложения, бессоюзные, сложносочинённые и даже сложноподчинённые с одним придаточным мгновенно откидываем в сторону!
Последовательное подчинение придаточных

Обратите внимание, как расположены придаточные (овалы) по отношению к главному предложению (квадрат). Последовательно. Как цепочка. Эта цепочка может продолжаться и дальше на третий, четвёртый уровень. Давайте построим такое предложение. Допустим…

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Это наше главное предложение. Придумаем для него продолжение. Просится причина.  Потому что он мог не пустить в дом гостей. И теперь придумаем ещё одну часть, но не от главного, а от этого придаточного причины. Расскажем об этих самых гостях. Число которых превышало дюжину. Теперь соединим три части в одну.  Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей, число которых превышало дюжину.  Посмотрите на структуру страниц моего сайта в самом низу. Она полностью повторяет последовательное подчинение. 
Смотреть дальше

ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ 

ГИА: Задание В7 - Вариант 1

Проверить свои знания и умения можно при выполнении тестов. Предложения взяты из романа «Братство кольца»  Д.Толкиена, глава 11 «Клинок в ночи», пер. Муравьев, Кистяковский



ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В7
Теоретический минимум по теме 
«Сложное союзное предложение»
Перед изучением этой темы, вам следует обратиться к прошлой, где мы считали количество грамматических основ в предложении (ГИА: задание В6). Если при счёте основ обнаруживается, что их больше одной, делаем вывод: предложение сложное. осталось дело за малым: узнать, к какому типу относится связь предложений.
И первым делом надо найти тот знак препинания, который отделяет одно предложение от другого. Как это сделать без ошибок?
Предложение — вещь законченная. Все части предложения между собой связаны вопросами. Не связаны ими бывают только обращения и вводные слова. Предложение (пусть даже и разделённое запятой, а не точкой) — такая минисистема со своей иерархией. Каждое звено системы зависит от другого звена, что повыше. Чтобы проверить, куда относится та или иная часть сложного предложения, надо задать к ней вопрос и посмотреть, от чего по смыслу вы задаёте этот вопрос.
Понаблюдаем: Тролли разгорячились от жаркого спора, напрочь забыв про время, и, подкравшись неожиданно, рассвет застал их врасплох. Видим две основы: «тролли разгорячились» и «рассвет застал врасплох». Но какая из четырёх запятых показывает границу между предложениями? Что соединяет союз «и»: обороты или предложения? Найти ответ легко. Просто найдите последнее слово, которое будет относиться к первой основе. Разгорячились как? — забыв про время. Всё. Дальше мы не можем задавать вопросы, потому что «подкравшись неожиданно» — это не про троллей, а про рассвет. Он подкрался и застал троллей врасплох. А значит, «подкравшись» уже будет относиться ко второй основе. Союз «и» соединяет предложения (обороты ведь к разным частям относятся, значит, неоднородные они) и граница как раз перед ним, запятая номер 2.
Читать дальше
ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ 
ГИА: Задание В6 
Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д. Толкиена, глава 10 «Бродяжник», пер. Муравьев, Кистяковский.
Советую 9-классникам проверить свои знания , выполнив несколько тестов. Особенно рекомендую это сделать моему 9а: во время каникул у вас больше свободного времени. Когда снова начнутся занятия, доложите о выполненной работе. 

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В6
Теоретический минимум по теме
Задание тесно перекликается с В3, где необходимо  выписать грамматическую основу.  В задании В6 надо указать количество грамматических основ в предложении. Желательно предварительно повторить материал о том, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое (обязательно загляните на эту страницу).
К вопросу о количестве грамматических основ полезно помнить следующее:

1. Грамматической основой считается подлежащее и сказуемое, передающие основное содержание предложения. И неважно, сколько у одного сказуемого будет подлежащих, а у одного подлежащего — сказуемых, грамматической основой они будут одной.
На праздник к Бильбо пришли Кролы и Брендизайки, Ройлы, Ейлы и Пойлы, Глубокопы и Дудстоны, а также Бобберы, Толстобрюхлы, Дороднинги, Барсуксы и Шерстопалы. Здесь одна грамматическая основа, состоящая из сказуемого и 12 подлежащих.
2. Если подлежащих и сказуемых много, следите внимательно, в каких они отношениях. Основой будут такие подлежащее и сказуемое, которые связаны друг с другом вопросами и одной формой (род, число).
Светало, и начинался мелкий дождь. Здесь две основы, так как сказуемые относятся к разным подлежащим. Первое — к среднему роду, второе — к мужскому. Так как подлежащего среднего рода не наблюдается, будем считать первое предложение односоставным.
3. Если части разделены подчинительным союзом (о них читайте в статье ГИА: задание В7), это автоматически означает, что появляется вторая грамматическая основа. Без разницы, в каких отношениях там подлежащее со сказуемым.
Я хочу вам сказать, что счастлив был жить с такими превосходными хоббитами. Здесь две грамматических основы, несмотря на то, что оба сказуемых относятся к подлежащему «я». Всё из-за подчинительного союза «что». Он как знак показывает нам: начинается новое предложение.
Внимание: 1) подчинительный союз вместе со своим придаточным может идти в начале предложения. Когда он закончил речь, то сразу исчез.  И всё равно здесь будет две грамматических основы. 2) Сравнительные союзы иногда присоединяет не новое предложение, а только сравнение или приложение. 3) Уступительные союзы иногда соединяют однородные члены.
Смотреть дальше
  
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В5

Если вы забыли, что такое "вводные слова" и не умеете находить их в предложении, тогда этот пост для вас!
Знание теории по этой теме поможет вам справиться с заданием В5, а успешное выполнение тренировочных упражнений вселит в вас уверенность в завтрашнем дне. 
Этап 1. Начнём с ТЕОРИИ, изучаем её здесь.
К теоретическому материалу хочу также добавить следующее:

  • вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, по правде сказать и др.);
  • вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основусравните: по сообщению газет - вводные слова, как сообщают газеты - вводное предложение;
  • вводные слова и предложения обобщённо называют также вводными конструкциями;
  • вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось, была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна.
  • вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения).Например: К моему огорчению, он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огрочению. Он, к моему огорчению, не прислушался к разумному совету.
Этап 2. Теперь вспомним ФОРМУЛИРОВКУ задания В5:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Читать дальше


ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В4
Задание В4 связано с темой "Обособленные члены предложения"
Обособленными могут быть:
В данной статье речь пойдёт об обособленных несогласованных определениях.


ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В3
Цель данного поста - научить школьников справляться с экзаменационным заданием В3. В этой же статье я дам неколько советов по правильному оформлению ответа на это задание, а также продемонстрирую некоторые типичные ошибки, которые допускают 9-классники при выписывании грамматической основы из предложения.
Итак, вспомним, как сформулировано задание В3 в КИМах: "Из данных предложений выпишите грамматическую основу".
На первый взгляд, всё просто: нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк. Однако, как показала практика, когда начинаешь выполнять это задание, возникает множество вопросов.
Но давайте по порядку!
Этап 1
Прежде чем приступать к заданию В3 необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал, изложенный в следующих презентациях:

Изучение материала этих презентаций не займёт у вас много времени, зато вы вспомните, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое и каким бывает сказуемое по строению. Конкретные примеры предложений продемонстрируют каждый теоретический случай.

Читать дальше

 ГОТОВИМСЯ К ЗАДАНИЮ В3
Выделяя в предложении грамматическую основу (задание В3), необходимо помнить следующее:
1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например: 
  • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т. к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
  • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т. к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.
2. Вводные слова, словосочетания м предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения,например:

  • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы приедете - грамматическая основа).
  • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа).
3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 

  • Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее).
4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

  • Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа).
5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

  • Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т. к. стоит в В. п., возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа).
Ссылка здесь

КОРОТКО (к заданию В2 ГИА)
B2-1












 Имея эти теоретические знания, вам нетрудно будет из согласования Деревянный забор сделать управление Забор из дерева.
Ссылка здесь 

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В2

 Способы связи слов в словосочетании. Теория 
Знание - сила! Так что вооружаемся знаниями!
Чтобы справиться с заданием В2, необходимо знать способы связи слов в словосочетании.
Этот теоретический материал поможет разобраться в данной теме.
Итак, в русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
1. СОГЛАСОВАНИЕ 
2. УПРАВЛЕНИЕ 
3. ПРИМЫКАНИЕ
Способ связи легче всего определить по зависимому слову.
Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.
СОГЛАСОВАНИЕ
При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено: 
1. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг 
Читать дальше
Смотрим также видеоуроки здесь

Ссылка на КИМы по русскому языку (ЕГЭ 2013)

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г.
Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по русскому языку.
Дальше »
Ссылка здесь

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ В1

Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным. Что это значит?
Сначала вспомним, что такое синонимы. 
 СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
Вспомним также, что такое стилистически нейтральные слова.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждатьи просторечными шататься, шляться; доказательство — аргумент; душистый — благовонный — благоуханный и т. д.
Теперь посмотрим, как сформулировано задание В1.
Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним".
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.

Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года

Вот здесь разные варианты сочинения  по заданию С1 на ГИА 2013 года. Спасибо учителю русского языка со Ставрополья Любови Михайловне Бенделевой, которая  создала эти образцы.
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!

Сочинение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013 года

Учитель русского языка и литературы, автор  блога "По уши в ГИА" Марина Анатольевна Крюкова  по этой ссылке  даёт  рекомендации, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013 года. Очень полезный материал!
Копию можно посмотреть здесь

Темы сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией Цыбулько И. П.) на ГИА 2013 года

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в  распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)
5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Читать дальше

 Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.
Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;
·                     о средствах выражения мыслей;
·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;
·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;
·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
·                     сформулировать позицию автора высказывания
·                     выразить своё отношение к ней.

Сформулировать
 позицию автора вам помогут слова и выражения:
·                     автор анализирует
·                     характеризует
·                     рассуждает
·                     отмечает
·                     доказывает
·                     сравнивает
·                     сопоставляет
·                     противопоставляет
·                     называет
·                     описывает
·                     разбирает
·                     подчёркивает
·                     ссылается на...
·                     останавливается на ...
·                     раскрывает содержание
·                     отмечает важность
·                     формулирует
·                     касается
·                     утверждает
·                     считает, что ...
·                     и т. д. Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
·                     действительно
·                     на самом деле
·                     не могу не согласиться с автором высказывания
·                     я полностью согласен с ...
·                     вынужден согласиться с ...
·                     я разделяю точку зрения автора высказывания
·                     я поддерживаю мнение автора
·                     бесспорно мнение автора о том, что ...
·   и т. д.
Помните, что вступление должно состоять примерно
 из 2-3-х предложений.
Можно применить
 цитирование, например:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и
 без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
или:        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно
 начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:·                     примеров должно быть 2;
·                     примеры должны быть из указанного текста;
·                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например: 
Аргумент 1. 
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2.
 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "
во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается
 вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т. д.
 Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т. к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Пример сочинения-рассуждения  здесь

Как пользоваться шаблоном для сочинения (С2)

Как сделать, чтобы ваше вступление и заключение в сочинении не походили на другие? Есть два пути. 
1. Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.
2. Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики  тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Попробуем, идя за этой фразой, написать свое вступление.
ВСТУПЛЕНИЕ
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
Обратите внимание, как просто и доступно написано вступление. Попробуем это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.
Попробуем, соединив материалы из первого и третьего уроков, создать НОВОЕ сочинение.
                                                      СОЧИНЕНИЕ
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения:  тяжелая  ошибка, тяжелое прегрешение,  тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.
 Вот вам новый, нигде не списанный вариант сочинения. Он словно говорит вам: « Поверьте в себя и убедитесь в том, что, переделывая наши «шаблоны», добавляя в них свои мысли, свои выражения, вы к  началу экзамена НАУЧИТЕСЬ писать это трудное сочинение».

 Ссылка здесь



Выполнение этого задания возможно, если вы хорошо знаете правописание суффиксов.
GIA-1
GIA-2
Читать дальше

 Выполняем задание А6
Как выглядит задание?
 В каком слове правописание приставки определяется её значением –«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась
 Как решать задание?
В задании проверяется умение определять тип приставки. Если речь идет о приставке ПРИ-,как в данном задании, то следует вспомнить, какие значения она вообще имеет.
1) приближение, можно спросить к кому? чему? (например, приехать к родителям, приплыть к берегу, прибежать к дому, прийти к другу, прискакать, прилететь и т.п.);
2) присоединение, можно спросить к чему? (например, привязать к забору, прикоснуться к цветку, прикрепить, приколоть, прилепить, приклеить и т.д.);
3) неполнота действия, или чуть-чуть (например, привстать, привскочить, прикрыть, приоткрыть, притворить и т.д.);
4) пространственная близость, или находящийся около чего-либо (например, придорожный, приморский, пришкольный, Приуралье).
Нетрудно догадаться, что в приведенном примере значение «приближение» имеет приставка в слове пришли.
Потренироваться в выполнении задания можно здесь
Как выглядит задание?
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал
Как решать задание?
1. Вспомнить, какие бывают корни с чередованиями.
ЗАР-ЗОР
ГАР-ГОР
КЛАН-КЛОН
ТВАР-ТВОР
ЛАГ-ЛОЖ
КАС-КОС
РАСТ-РАЩ-РОС
СКАК-СКОЧ
МАК-МОК
РАВН-РОВН
ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ

БИР-БЕР
ДИР-ДЕР
МИР-МЕР
ПИР-ПЕР
ТИР-ТЕР
СТИЛ-СТЕЛ
БЛИСТ-БЛЕСТ
ЖИГ-ЖЕГ
ЧИТ-ЧЕТ
ЖИМ -ЖА
МИН-МЯ
НИМ-НЯ
ЧИН-ЧА
Примечание. Корни с чередованием -мир-мер- имеют омонимы, т е. корни, которые пишутся и читаются так же, но имеют другое значение и соответственно подчиняются другим правилам правописания. Корни  с чередующимися гласными употребляются в словах умирать- умереть, замирать–замереть и т. п.  А в корнях таких слов, как примирять-примерятьгласные проверяются ударением: примирять -мир, примерять- примерка.
 2. Далее выполнить задание не составляет труда. Находим слова с корнем из приведенного  списка. Это слово касаются с корнем кас-.
Возможны  также другие варианты формулировки задания.
Укажите слово с проверяемой гласной в корне.
1)      проложил
2)      весёлый
3)      документ
4)      традиция
В этом случае сначала нужно найти и отбросить слова с чередующимися гласными, а к оставшимся попытаться подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Отбрасываем слово проложил, т. к. в нем корень с чередующейся гласной  -лож-, затем проверяем оставшиеся. Подобрать проверочное слово можно лишь к слову весёлый- весело, следовательно, это и есть верный ответ.
Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.
1)      зарастал
2)      увядает
3)      подарил
4)      коридор
Решается аналогично предыдущему.  В слове зарастал – корень с чередующейся гласной, к слову увядал можно подобрать проверочное слово увял, к слову подарил подбираем проверочное слово подарок. Остается верный ответ – коридор.
Ссылка здесь

Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года

Вот здесь разные варианты сочинения  по заданию С1 на ГИА 2013 года. Спасибо учителю русского языка со Ставрополья Любови Михайловне Бенделевой, которая  создала эти образцы.
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См. по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!

Выполняем задание А4
Как оно выглядит?
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является  непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
 Что нужно знать и как действовать, чтобы решить такое задание?
1. При стечении трех и более согласных слове один из них не произносится. Это такие сочетания, как стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский и т.  п. Как правило, достаточно произнести слово обычным образом и прочитать его побуквенно, чтобы стало ясно, есть ли в нем непроизносимый согласный. В нашем примере  слово НЕИЗВЕСТНЫХ произносится как НЕИЗВЕ[СН]ЫХ, следовательно, утверждение  "В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является  непроизносимым " верно.
2. При стечении парного глухого и звонкого согласных  оба они произносятся как звонкие, т.е. глухой перед звонким озвончается. Это можно выразить формулой Г+З=ЗЗ, где Г- парный глухой, З - звонкий.
Если же рядом оказываются парный звонкий и глухой, то  оба они произносятся  как глухие, т.е. звонкий перед глухим оглушается. Это можно выразить формулой З+Г=ГГ, где З- парный звонкий, Г- глухой.
 Иными словами, в русском языке могут идти подряд  только звонкие (ЗЗ) или глухие (ГГ) , но не могут ЗГ или ГЗ.
Кроме того, в русском языке не может оказаться парный звонкий на конце слова.
В нашем примере не могут идти подряд  парный звонкий [в] и  глухой [х]. Они оба должны быть глухими, т.е. [в] должен оглушиться в [ф]. Из сказанного следует, что утверждение «В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]» верное.
3.Обозначение на письме мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я. Указанные буквы обозначают мягкость парных по мягкости-твердости согласных. Если согласный непарный(ш, ж, ц, ч, щ, й), то  буквы  ь, е, ё, ю, я  его мягкость на письме не обозначают! [ж]],] - всегда твёрдые; [ч’],[щ’],’] - всегда мягкие.ук [н’] парный по мягкости- твердости ([н’] - [н]), следовательно,  суждение «В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)»  верно.
4. На различие между количеством букв и количеством звуков влияют:
1)     буквы  ь , ъ, которые звука не обозначают (ставим знак «-»).
2)     буквы е,ё,ю,я, которые обозначают 2 звука не после согласных (ставим знак «+»).
3)     непроизносимый согласный («-»).
4)     удвоенный согласный («-»).
5)     сочетания сш, зш, сж, зж, сч, зч, тч, дч, тс, дс, тц, дц, которые обозначают один долгий звук («-») .
В нашем примере в слове есть буква «ь» (+) и «ё» (-). Следовательно, количество букв и звуков одинаковое, утверждение «В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв» неверно. Это и есть искомый ответ.
Ссылка здесь
Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Образцы контрольно-измерительных материалов  по русскому языку ГИА уже опубликованы. Их можно найти и в интернете. Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики. И это поможет выпускникам верно построить свое рассуждение и подобрать подходящие примеры для его  доказательства. 
ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
...только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...(М. Л Андроников)
Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать.
(Г. А. Золотова)
Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.
(По В. В. Колесову)
...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.
(Д. Н. Ушаков)
Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово. (Н.А. Федянина)
МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаён­ный смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
(М.А. Рыбникова)
Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.
(А. И. Тихонов)
Изучение и знание законов словообразования, состава слова не­обходимо для прочного усвоения правил правописания.
(А. И. Тихонов)
Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным от­ношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...
(А. Н.Тихонов)
Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разно­образии приставки таится разнообразие смысла.
(К. И. Чуковский)
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
(В. Г. Белинский)
...художественное произведение... тоже картина, только нарисо­ванная не красками, а словами...
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
В слове «проявляется исключительная способность человека выра­жать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»
В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»
(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во француз­ский и немецкий словарь делает много зла.
(В. И. Даль)
Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.
(В.И.Даль)
Человеческое слово стрелы острее.
(Русская пословица)
Ласковым словом многого добьёшься.
(Русская пословица)
Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тща­тельно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёрт­ки и вырвутся наружу сотни значений.
(Э. Э. Моррис, английский археолог)
Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.
(М.А. Светлов)
Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опы­ты одного человека другому.
(Л. Н. Толстой)
Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.
(А. Т. Твардовский)
Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.
(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА
Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не мо­жет быть суждения.
(Ф.И. Буслаев)
Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...
(В. В. Виноградов)
Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.
(В. В. Виноградов)
Местоимения — это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.
(Г. А. Золотова)
Язык неистощим в соединении слов.
(А. С Пушкин)
Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.
(А. А. Реформатский)
Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...
(А. А. Реформатский)
Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.
(К. С. Станиславский)
Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.
(Л. В. Успенский)
Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.
(Эмиль Бенвенист, французский языковед XX века)
                                                                                                                                                                                         
...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...
(Д.Н. Ушаков)
...В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выра­жения простых, естественных понятий...
(В. Г. Белинский) Язык есть ... необходимое выражение дара слова...
(Ф. И. Буслаев)
Высокая культура разговорной и письменной речи — самая луч­шая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...
(По В. В. Виноградову)
Культурность в общем смысле этого слова и является необходи­мым предварительным условием сознательной любви к языку.
(Г. О. Винокур)
Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
(И. С. Ильинская, М. В. Панов)
Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
(Д. С. Лихачёв)
...речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной харак­теристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.
(И. П. Матвеева)
Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.
(Я. Л. Матвеева)
5-
Высокая культура речи — это умение правильно, точно и вырази­тельно передавать свои мысли средствами языка.
(С. И. Ожегов)
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
(М. В. Панов)
Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык — неис­черпаем.
(М. В. Панов)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К. Г. Паустовский)
Язык не стрела, а сердце ранит.
(Русская пословица)
Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.
(М.М. Сперанский)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
(Д.Н. Толстой)
Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...
(К. И. Чуковский)
Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.
(Л. В. Щерба)
Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
(Энциклопедический словарь юного филолога)
Павлова Т. И., Гунина Л. Н.
П12 Практика формирования лингвистических знаний в 5—8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по рус­скому языку в 9 классе (С2.1): учебное пособие / Т. И. Павлова, Л.Н. Гунина. — Ростов н/Д : Легион, 2012. — 74, [1] с. — (Ма­стер-класс.)
ISBN 978-5-9966-0185-1

Ссылка здесь

Фонетика
Диагностические работы №1-2
Девятиклассники! Эти работы соответствуют заданию А4 ГИА по русскому языку. Советую проверить свои умения и навыки.
Ссылка здесь

 К заданию А3
Простейшим по структуре и очень распространённым тропом является сравнение.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н. В.Гоголь).
Сравнение может представлять собой
  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)
Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Н.А.Некрасов).
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаютсяосинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой;черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М. М.Пришвин.)
К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).
Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).
Ссылка здесь

Выполняем задание А2
Как выглядит задание А2? 
Задание проверяет умение адекватно понимать информацию  письменного сообщения (лексическое значение слова).
Задание A2 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К заданию А2 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Исходный текст  
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральныекулисы.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9).
1) неизменность
2) верность
3) твёрдость
4) неподвижность
Как решить такое задание? 
Шаг 1. Подставить в соответствующее предложение (в нашем примере предложение 9) каждый из вариантов. Что у нас получается?1) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неизменности?  2) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о верности?
3) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о твердости?
4) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неподвижности?
Шаг 2. Вспоминаем контекст. О чем говорится в предыдущих и последующих предложениях? О том, что война временна, а мир постоянен. Временна - значит, проходит. Постояннен - значит, неизменен. Следовательно, это будет ответ номер 1.
Ссылка здесь


Как выглядит задание А1  

Задание проверяет умение адекватно понимать информацию  письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
Задание A1 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К заданию А1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц  или полтора.
2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.  
Как решить такое задание? 
Шаг 1. Сжать содержание текста в одно-два предложения. Вот что у нас получается: "Рассказчик долго читал взятую в библиотеке книгу,  она приносила ему радость, ведь шла война, а книга  рассказывала о мирном времени".
Шаг 2. Ответ на вопрос. В нашем предложении уже содержится ответ на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» - "В тяжелое военное время книга расссказывала о мире". Находим, в каком из вариантов говорится приблизительно о том  же?  В ответе 3. Именно в этом предложении говорится о затянувшейся войне  и желании прикоснуться к чему-то мирному ( помним текст целиком).
Полностью читать здесь

"Сложноподчинённые предложения"
Девятиклассники! 
Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого вы сможете проверить свои знания по теме "Сложноподчинённое предложение" и усовершенствовать умения и навыки.
Ссылка здесь