Десятиклассники, эта страничка для вас
Уважаемые
десятиклассники и ваши родители!
Предлагаю
вам список литературы, которую мы будем изучать в 10-м классе. Обращаю
ваше внимание на то, что кроме названной литературы вам рекомендовано прочитать
ещё некоторые книги.
Список
этих книг находится здесь, здесь и здесь.
Приятного
чтения!
1. А.С. Пушкин "Погасло дневное светило...", "Свободы
сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник
усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет
угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", "Медный
всадник";
2. М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою..."), "Как часто пёстрою толпою окружён...",
"Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине
Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...";
3. Н.В. Гоголь "Невский проспект";
4. А.Н. Островский "Гроза";
5. И.А. Гончаров "Обломов";
6. И.С. Тургенев "Отцы и дети";
7. Н.А. Некрасов "В дороге", "Вчерашний день, часу в
шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и
гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая
мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", "Кому на Руси жить
хорошо";
8. Ф.И. Тютчев "Silentium!", "Не то, что мните вы,
природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как
убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...",
"К.Б." ("Я встретил вас - и всё былое...");
9. А.А. Фет "Это утро, радость эта...", "Шёпот, робкое
дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...",
"Ещё майская ночь...";
10. Н.С. Лесков "Очарованный странник";
11. М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города";
12. А.К. Толстой "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...",
"Против течения", "Государь ты наш батюшка...";
13. Л.Н. Толстой "Война и мир";
14. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание";
15. А.П. Чехов "Студент", "Ионыч", "Человек в
футляре", "Крыжовник", "О любви", "Дама с
собачкой", "Палата №6", "Дом с мезонином",
"Вишнёвый сад";
16. Ги де Мопассан "Ожерелье";
17. Г.Ибсен "Кукольный дом".
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 10 КЛАССЕ
1. А.С. Пушкин. Три стихотворения.
2. М.Ю. Лермонтов. Три стихотворения.
3. Н.А. Некрасов. Два стихотворения,
отрывок из поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
4. Ф.И. Тютчев. Два
стихотворения.
5. А.А. Фет. Два стихотворения.
Задания по роману Гончарова "Обломов"
ОтветитьУдалитьОбратите внимание: поменялся состав групп!!!!
1группа: Бахрунова,Букатина, Кравчук, Пономарёва, Шабурова, Шиленко
2 группа: Васильева(А), Головань,Клишева А., Цепелевич, Попадина, Майоров,, Екимова
3 группа: Васильченко, Землина, Лыткин, Клишева К., Полюшкин, Сырицына, Почерней
4 группа: Сокарев, Васильева (Б), Михалёва, Чеснокова
5 группа:Уваровский, Беломестных, Чекан, Алмаз, Олейник, Тесемников
1группа: Художественная деталь. Портрет, костюм, интерьер
1)Как психологические детали портрета, образа жизни, описание кабинета помогают понять особенности характера Обломова? (первая часть, первая глава).
Деталь – это мельчайшая художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение. Выделяются детали внешние и психологические. Внешние рисуют предметное бытие людей. Психологические – внутренний мир человека: мысли, чувства, переживания, желания. Внешняя деталь становится психологической, если выражает душевные движения. Среди них выделяются детали-подробности и детали-символы. Первые описывают предметы или явления со всех сторон, символическая деталь единична, отражает суть, выделяет главное. Пример такой детали – халат Обломова.
2 группа: « Сон Обломова» ( 1 часть, 9глава).
1.Какова тема приведённого фрагмента?
2.Чем можно объяснить мотивы поведения героев или проявление их характеров?
3.В чём проявляется авторское отношение к героям и событиям? (Прямая, опосредованная оценка).
4.В чём состоят сюжетно-композиционные особенности фрагмента?
5.Как перекликается данный эпизод с другими эпизодами?
6.Продумать вывод-обобщение своего анализа (в чём смысл данного отрывка в контексте всего произведения, для чего автор ввёл данный эпизод, какова его значимость и необходимость, связь с основным сюжетом, как в этом эпизоде отражено мастерство писателя).
3 группа:Обломов и «обломовцы»
1.От чего отказался в жизни Обломов? Что она могла ему предоставить? Ответ найдите в образе жизни тех людей, которые его посещали (Судьбинский, Пенкин, Алексеев, волков, Тарантьев). Почему их можно назвать «обломовцами»?
2.Какую роль в романе играют внесюжетные персонажи, визитёры Обломова?
3.Почему их образ жизни не привлекает Обломова? ( 1 часть, 2 глава).
4.Анализ исповеди Обломова «Почему я такой»? (1 часть, 8 глава).
4 группа:«Деловой человек» Штольц, его положительные и отрицательные стороны
1)На что направлена его деятельность?
2)Почему в связи с его образом Гончаров говорит об «утрате нравственного аромата души»? (2 часть, 1-5 главы).
3) Выразите своё отношение к прочитанному в форме небольшого сочинения-рассуждения.
5 группа: Обломов и Ольга Ильинская
1)Какие душевные терзания испытывает Обломов?
2)Почему не состоялось их счастье?
3)Пересказ-анализ глав
8 - 12 из 2 части романа
Для всего класса:
1)Каковы истоки формирования характера Обломова?
2) Какие разные стороны патриархального уклада жизни воспроизводит Гончаров, рисуя обломовцев и обломовщину?
3)Что поэтизирует в этом укладе?
Контрольная работа по теме "Лексика"
ОтветитьУдалить1 вариант
1. Укажите неверное утверждение и исправьте его:
1) многие заимствованные слова имеют русские синонимы;
2) диалектизмы – слова, употребление которых ограничено пределами какой-либо социальной группы;
3) устаревшие слова подразделяются на архаизмы и историзмы.
2. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами.
1) счастливый брак – заводской брак;
2) корень слова – корень растения;
3) идут торги – идут часы;
4) сборка конструкции – сборка на юбке;
5) звезда эстрады – звезда на небе.
3. Укажите, какие из омонимичных форм использованы в данных примерах:
1) мука (мучение) – мука (продукт);
2) туш – тушь;
3) вожу (от «водить») – вожу (от «возить»).
4. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.
2) Где стол был яств, там гроб стоит.
3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:
1) маленький, очи;
2) воевода, гимназия;
3) облом, опричник;
4) ликбез, лентяй.
6. Определите, какие из названных слов являются историзмами:
Урядник, пиит, зерцало, боярин, око, гридница, град.
7. Приведите примеры паронимов (по 2 пары слов).
8. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Презентация, креативный, инертный, интерпретировать.
9. Замените слова описательными оборотами (перифразами):
Лев, зима.
2 вариант
1. Укажите неверное утверждение и исправьте его:
1) могут быть лексические и контекстуальные антонимы;
2) различаются омонимы полные и частичные;
3) историзмы – это слова, устаревшие для определённой эпохи и заменённые современными синонимами.
2. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами.
1) коренной житель – коренной вопрос;
2) спутник Марса – спутник в дороге;
3) пачка папирос – пачка балерины;
4) холодное молоко – холодный взгляд;
5) крутой кипяток – крутой характер.
3. Укажите, какие из омонимичных форм использованы в данных примерах:
1) луг – лук;
2) уже (от «узкий») – уже (наречие);
3) три (числительное) – три (глагол).
4. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) Люблю я пышное природы увяданье…
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.
5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:
1) гутарить, компьютер;
2) поэт, лицедей;
3) курень, предки (родители);
4) притаранить (принести), вредный.
6. Определите, какие из названных слов являются архаизмами:
Чело, дружина, лицедей, нэпман, волость, продналог, перст.
7. Приведите примеры паронимов (по 2 пары слов).
8. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Банкротство, имитация, адекватный, имидж.
9. Замените слова описательными оборотами (перифразами):
Море, утро.
Молодцы, кто сделал контрольную!
ОтветитьУдалитьВопросы к практической работе по русскому языку за 12 ноября.
ОтветитьУдалить1.Определите, в каком предложении сформулирована основная мысль.
2.Озаглавьте текст. Определите тип речи, стиль текста.
3.Найдите предложение, которое связано с предыдущим лексическим повтором.
4.Укажите номер предложения, в котором есть пример градации.
5.Найдите контекстуальный синоним к слову заслуги.
6.Укажите слово, которое имеет то же значение, что и талант.
7.Объясните значение выделенных слов.
8.Укажите, сколько мягких звуков в слове ощущать.
9.Найдите в предложении (5) служебные части речи.
10.Найдите в предложении (2) слово, образованное путем сложения основ.
11.Выпишите частицы.
12.Укажите номера предложений с обособленными членами.
13.Выпишите вводные слова.
14.Укажите номера сложных предложений с подчинительной связью, в которых главное предложение - односоставное безличное.
Срок сдачи - 19 ноября (понедельник)
И на это всё отвечать?
ОтветитьУдалитьДа
ОтветитьУдалитьУстные ответы!!!!!!
УдалитьСравнительная характеристика Кутузова и Наполеона ( самостоятельно)
ОтветитьУдалитьЛ.Н.Толстой "Война и мир"
ОтветитьУдалитьПрочитать главы 1-6 первого тома
Подготовить ответы на вопросы
1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?
2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Вопросы по образу Андрея Болконского
ОтветитьУдалить1. Болконский в салоне Шерер. Чем отличается герой от людей своего круга (том I, часть I, главы III— IV)?
2. Князь Андрей в Лысых Горах перед отъездом в армию. Старый князь Болконский, его отношение к сыну, его семье. Каковы его наказы (том I, часть I, главы XXIII—XXV)?
3. Шенграбенское сражение. Андрей на батарее Тушина. Что удивляет и возмущает Болконского, наблюдающего сражение (том I, часть II, глава XX) ?
4. Аустерлицкое сражение. Подвиг Болконского, его ранение. Почему Толстой несколько иронизирует над действиями князя во время сражения и каким мыслям его после ранения сочувствует (том I, часть III, главы XVI— XIX) ?
5. Жизнь Болконского после кампании 1805 года. Сомнения и разочарование. В чем? Погрузился ли Андрей полностью в «честный мир» семьи (том II, часть II, главы VIII—IX) ?
6. Встреча Болконского и Пьера в Богучарове. Разговор о смысле жизни. Что изменилось в самочувствии Андрея (том II, часть II, главы XI—XII) ?
7. Князь Андрей в Отрадном. Каковы впечатления, изменения во взглядах князя на жизнь людей? Роль и значение пейзажных зарисовок в раскрытии внутреннего мира героя. Смысл образа-символа дуба (том II, часть III, главы II—III).
8. Служба у Сперанского. В чем сказалось увлечение деятельностью Сперанского и последующее разочарование в ней и в самом Сперанском (том II, часть III, глава VI) ?
9. Встреча с Наташей. Как в эпизодах на балу и после него Толстой раскрывает ход мыслей и нарастающее чувство любви Андрея к Наташе (том II, часть III, главы XVI—XIX)?
Вопросы по образу Пьера Безухова
ОтветитьУдалить1. Пьер в салоне Шерер. Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Напо¬леоне (том I, часть I, главы III— V) ?
2. Пьер и Элен. Каким образом состоялась же¬нитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III, глава II)?
3. Ду¬эль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II, часть I, главы IV— VI) ?
4. Пьер в Торжке. В чем ска¬зывается кризисное состояние Пьера (том II, часть II, главы I—II)?
5. Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Анд¬рею (том II, часть II, главы XI—XII)?
6. Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде¬ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III, часть II, главы XXX—XXXII).
7. Пьер в Можайске. Что ново¬го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III, часть III, глава IX)?
8. Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настроениях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV, часть I, главы IX—XIII, часть II, главы XI—XII; часть III, главы XII—XV)?
Наташа Ростова
ОтветитьУдалить1. Первое появление Наташи в романе. Как описывает Толстой Наташу, что подчеркивает в ее портрете (том I, часть I, глава X)?
2. Лунная ночь в Отрадном. В чем поэтичность натуры Наташи (том II, часть III, глава II)?
3. Первый бал Наташи. Какими чувствами переполнена героиня (том II, часть III, главы XV-XVII)?
4. Наташа в гостях у дядюшки. Каково народное начало в чувствах Ростовой (том II, часть IV, глава VII)?
5. Наташа и Анатоль Курагин. Случайно ли чувство, возникшее у Наташи? Чем в жизни героини оно было подготовлено, в чем проявилась особенность ее натуры? Как следует расценить поведение Анатоля (том II, часть V, главы VII— XVII)?
6. Наташа в заботе о раненых при отъезде из Москвы. Как Наташа добивается помощи солдатам (том III, часть III, главы XIII—XVI)?
7. Последнее свидание Наташи с князем Андреем. Каким рисует автор образ любящей Наташи (том III, часть III, глава XXXI)?
8. Семья Наташи и Пьера. В чем ее идеальность? Как меняется внутренний и внешний облик Наташи (эпилог, часть I, главы X—XI)?
Материалы по Бородинскому сражению:
ОтветитьУдалитьтом III, часть II, главы XVIII, XXV, XXX-XXXII, XXXVI-XXXVII;
Подготовиться к опросу:
1) поведение русских солдат перед боем и во время боя;
2) Пьер Безухов на поле Бородино;
3) подвиг Андрея Болконского.
Вопросы и задания для беседы
1. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.)
7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
10. О каком чувстве говорит Толстой: «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?
11. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
12. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
13. Какой смысл выявляется при сопоставлении ключевых слов эпизода, о каких качествах русских людей это говорит?
14. Найдите ключевые слова в следующих отрывках:
— «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей молнии скрытого, разгорающегося огня...»;
— «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался в его душе»;
— «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».
Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»?
15. Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Что общего в нравственных позициях Лермонтова и Толстого?
16. Как эта позиция проявляется в композиции романа «Война и мир»?