Итоговое сочинение

Пример итогового сочинения с комментариями эксперта

Сочинение11.рф
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература
 Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на порой даже несуществующие вопросы. 
 Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор. В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.  Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?
 И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к полицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к полицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. Сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Подготовка к четвёртому направлению "Спор поколений: вместе и врозь"

Сочинение11.рф
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Литературные примеры - spor_pokoleniy.doc [58 Kb] (cкачиваний: 2725). 
Хорошая статья - как написать сочинение "Спор поколений". 
2 сочинения - 2primera-4napravlenie.docx [18,57 Kb] (cкачиваний: 2422)

Учимся писать сочинение

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 
 вступление
• основная часть
• заключение 
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений. 
ВСТУПЛЕНИЕ  вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:
• содержаться ответ на заданный по теме вопрос 
• представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…») 
• содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
• сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

Алгоритм подготовки к итоговому сочинению

1. Выберете направление. Не советую брать 1-ое (по Лермонтову). Оно самое наукоёмкое, требует точных знаний. Для будущих филологов. Остальные направления в этом отношении похожи, хотя самое выигрышное, на мой взгляд, про войну. 
2. Прочитайте (где найдёте, на разных сайтах их много) примерные темывнутри выбранного направления и разбейте их на группы. В направлении про войну их получается около трёх: 
1) война - это трагедия; 
2) подвиг, мужество, героизм на войне; 
3) патриотизм. 
3. Напишите "базовое" сочинение на одну конкретную тему. Я предлагаю писать по системе Александровых, только нужно немного изменить композицию. Самая простая выглядит так: 
вступление 
- "1-ый аргумент" 
- "2-ый аргумент" 
- личное мнение 
- заключение. 
Под "аргументами" следует понимать анализ выбранных произведений. 
4. А теперь играем в "Лего". Как из одних и тех же кубиков можно собрать и самолёт, и лошадку, так и из базовых частей сочинений можно составлять совершенно разные тексты. Нужно только уметь расставлять акценты. Как это сделать?

Алгоритм работы над сочинением

o  Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
o  Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
o                            Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему
o  Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
o  Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
o  Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
o  Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
o  Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
o  Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
o  Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
o  Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
o  Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
o  Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
o  Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
o  Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их; переписываю в чистовик.
 Уважаемые выпускники!

В данном разделе специалистами ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к единому государственному экзамену.
1. Обращаем внимание, что с 30 августа 2014 года началась публикация проектов демоверсий, спецификаций и кодификаторов контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2015 года. Ознакомиться с ними можно в Разделе раздел ЕГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы. 
2. Важным и полезным ресурсом для выпускника является Открытый банк заданий ЕГЭ. В Банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам. Для удобства использования задания сгруппированы по тематическим рубрикам. Готовиться к экзаменам можно по темам, особое внимание уделяя вызывающим затруднение разделам. Ресурс находится по данной ссылке.
3. Начиная с 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах возвращается итоговое сочинение. Результаты итогового сочинения - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к ЕГЭ. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено право вместо сочинения писать изложение.
Писать итоговое сочинение одиннадцатиклассникам предстоит в своих школах в декабре с возможностью пересдачи в феврале и конце апреля — начале мая.
Более подробную информацию по итоговому сочинению и тематические направления можно узнать в разделе Итоговое сочинени 
4. Опубликовано Распоряжение Рособрнадзора № 1701-10 от 04.09.2014, устанавливающее минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Ссылка здесь

Итоговое сочинение: вопросы и ответы

Главная
Какие задачи решает итоговое сочинение?     
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачёт-незачёт») и  форма индивидуальных достижений абитуриентов.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно  строить рассуждение?       
Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Что собой представляют темы итогового сочинения? 
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?            
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал  при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.
Читать дальше

Итоговое сочинение

ГлавнаяНа сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:

  1. Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  2. Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования
  3. Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
  4. Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
  5. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
  6. Технический регламент проведения итогового сочинения
  7. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  8. Методические рекомендации  для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
  9. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Обращаем внимание на то, что проект критериев для вузов носит рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учёта предложенной системы оценивания сочинений.
 Читать здесь
Небольшая подборка тем с 4 регионов. Пробники проводили сами регионы. Тренировочный экзамен от Рособрнадзора пройдёт 20 ноября.
 Нижегородская область: 
1) Почему, по мнению М.Ю. Лермонтова, любовь может быть созидательна и разрушительна? 
2) Когда и почему человеку необходимы герои?
3) Какие картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной? 
4) Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение? 
5) Что означает для человека выражение "плыть по течению" или "против течения"? 
1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «Симфонией жизни»? 
2) Какие события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору между ними?
3) О чём думает человек, вглядываясь в звёздное небо? 
4) Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
5) Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?

Тренировочное сочинение пройдёт 20 ноября

Апробация технологии проведения итогового сочинения будет проведена в российских регионах 20 ноября этого года, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. "Так как у нас сочинение проводится в таком формате в первый раз, то мы специально, чтобы отработать технологию организации сочинения, 20 ноября организуем апробацию проведения сочинения. Для его проведения регионы должны до 10 ноября разработать самостоятельно темы по тем направлениям, о которых уже говорилось, и определиться со школами, в которых будет проведена апробация. Мы рекомендуем, чтобы было задействовано не менее 30% школ", — сказал Кравцов.

Методические рекомендации

Главнаяпо подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Читать здесь

Н.В. Беляева. "Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году"

Здесь презентация выступления Н.В. Беляевой, доктора педагогических наук, члена рабочей группы по разработке тематики и критериев оценивания итогового сочинения 2015


Список литературы для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение11.рф
1. Юбилей М.Ю. Лермонтова 
• «Мцыри» 
• «Герой нашего времени» 
• «Демон» 
• «Песня про царя Калашникова...» 
• «Кавказский пленник» 
• «Нет, я не Байрон, я другой...» 
• «Тучи», «Нищий» 
• «Из-под таинственной, холодной полумаски...» 
• «Парус», «Смерть поэта» 
• «Бородино» 
• «Когда волнуется желтеющая нива...» 
• «Пророк» \
• «И скучно и грустно» 
2. Вопросы, заданные человечеству войной 
• «Слово о полку Игореве» 
• Л.Н. Толстой «Война и мир» 
• М.А. Шолохов «Тихий Дон» 
• В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» 
• М.А. Шолохов «Судьба человека» 
• В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание) 
• В.В. Быков «Сотников» (предательство) 
• В.О. Богомолов «Иван» (мужество) 
• А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Образцы сочинений по направлению "Недаром помнит вся Россия..."

 Сочинение11.рф
По ссылке  образцы сочинений по направлению "Недаром помнит вся Россия..."
Методические рекомендации к написанию экзаменационного "президентского"сочинения (11класс)

Сочинение11.рфПри написании итогового сочинения (3 декабря 2014 года) следует помнить: 
• объём сочинения 4-5 страниц; 
• суммарный объём введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; 
• почерк должен быть разборчивым; 
• нужно соблюдать поля; 
• писать желательно синей или фиолетовой пастой; 
• на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения; 
• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков; 
• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика; 
• строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; 
• не сбиваться на пересказ текста; 
• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения; 
• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой; 
• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен); 
• если не помнишь автора критической работы или её название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

 Список возможных тем по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"

Сочинение11.рф• "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" 
(А. С. Пушкин)
• "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь "
(Г. А. Медынский) 
• «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» 
(А. П. Платонов)
• «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» 
(М. Ю. Лермонтов) 
• «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский) 
• Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир") 
• «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» 
(В. Г. Белинский) 
• Подвиг народа в Великой Отечественной войне 
• Тема мужества на страницах русской литературы 
• Любовь и война на страницах русской литературы 
• «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих) 
• «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин)

Тема войны неисчерпаема. Мы предложим лишь самые очевидные формулировки тем. Отметим лишь, что русские авторы, пишущие о войне, делают акцент на героизме и нравственном выборе, а зарубежные авторы просто стараются показать ужасы войны.

Читать здесь

Список возможных тем по направлению "Недаром помнит вся Россия..."

Сочинение11.рфПеречень конкретных тем по направлению "Юбилей М. Ю. Лермонтова" для подготовки к "президентскому" сочинению. Не исключено, что какая-либо из них может встретиться на экзамене.
• "Россия, Русь! Храни себя, храни..." Родина в творчестве М. Ю. Лермонтова
• "Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина 
• "И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей" (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени")
• "Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов) 
• Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова
• «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)
• «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Темы сочинений опубликуют за 15 минут до экзамена

Сочинение11.рф

Выпускники школ РФ узнают темы итоговых сочинений за 15 минут до экзамена, сообщил на пресс-конференции глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
 "Темы сочинений, которые будут писать школьники, будут опубликованы за 15 минут до начала сочинения на сайте органов управления образованием, а также на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ. Темы будут по часовым поясам", — сказал Кравцов.
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий