вторник, 9 февраля 2021 г.

Н.В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души". Замысел, история создания, жанр, композиция

Замысел, история создания поэмы « Мертвые души».
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровен­ные думы, все свое сердце.
Для Гоголя таким делом жизни стали «Мертвые души». Писатель­ская биография его продолжалась 23 года, 17 из них отданы были ра­боте над поэмой. Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интен­сивно: между первым циклом его повестей «Вечера на хуторе...» и «Мертвыми душами» прошло всего 3—4 года.
Начало работы над поэмой относится к середине 1835 года. 7 октя­бря 1835 года писатель сообщал Пушкину (замыслом поэмы, как изве­стно, Гоголь обязан именно Пушкину, давно убеждавшему его написать большое эпическое произведение), что написаны уже 3 главы. Но вещь не захватила тогда Гоголя.
За «Мертвые души» он взялся по-настоящему после «Ревизора», за границей, в Италии. Заново он переписывает главы, бесконечно пе­рерабатывает страницы.
Поэма была задумана как произведение, состоящее из 3-х частей (подобно «Божественной комедии» Данте). Герои, следовательно, должны были пройти ад, чистилище, рай. Эти три ипостаси соответст­вовали трем частям «Мертвых душ».
Первый том представлялся Гоголю «крыльцом к дворцу невидан­ной красоты». Весь смысл его работы в словах из 2-го тома: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед?., кто... мог бы устремить нас на высо­кую жизнь?» «Одним чародейным мановением» уничтожить бы страшное наваждение, помочь России «очнуться» — эти слова час­то встречаются в письмах Гоголя.

Его вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее совре­менную жизнь, преобразить своих героев, дать читателям пути восхож­дения к добру. Он надеялся, что поднять Россию можно без кровавых потрясений, без ломки общественного порядка, только нравствен­ным совершенствованием человека.
Вот почему он стремился вызвать отвращение к пошлости и ни­чтожности в 1 -м томе, а далее показать живых добродетельных людей, чтобы они стали образцами для подражания. Тогда произойдет чудо. Но чуда не произошло. Второй том не получался, к третьему Го­голь так и не подступил.
Начав работу над поэмой, он был убежден в том, что она должна сы­грать какую-то особую роль в судьбах России и этим прославить автора. В июне 1836 года он пишет Жуковскому: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это бу­дет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя».
Гоголь так увлечен новым сочинением, что все написанное ранее кажется ему пустяком. (А это «Вечера на хуторе...», «Миргород», «Петербургские повести» и «Ревизор».)
 О жанре «Мертвых душ».
Громадный художественный опыт, приобретенный в процессе рабо­ты над«Вечерами...», «Миргородом», «Петербургскими повестями» и «Ревизором», дал ему возможность создать гениальную поэму.
В письме Пушкину из-за границы Гоголь говорил о том, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Одновременно проскакивает и дру­гое слово — «поэма», уже в ноябре 1836 года он сообщает Жуковско­му: «Каждое утро... вписывал я по 3 страницы в мою поэму». В другом письме: «Вещь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длин­ная, в несколько томов, название ей МЕРТВЫЕ ДУШИ — вот все, что ты должен покамест узнать о ней». Позднее Гоголь все убежденнее го­ворит, что это именно ПОЭМА, но не в традиционном значении слова.
Известно, что Гоголь разработал теорию новых жанров в «Учебной книге словесности для русского юношества». В ней, кроме эпопеи и романа как важнейших видов повествовательной литературы, он вы­делил «меньший род эпопеи» (середина между романом и эпопеей).
Главные приметы этой МАЛОЙ ЭПОПЕИ — изображение душев­ного мира частного лица, рассказ о его приключениях, дающих возмож­ность раскрыть картину нравов времени, умение писателя нарисовать «статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, по­роков» эпохи. Эта фраза подчеркивает важнейшую особенность «мень­шего рода эпопеи» — обличительную направленность. Впоследст­вии Гоголь настаивал на том, что его произведение именно ПОЭМА.
Известны слова Льва Толстого: «...каждый большой художник дол­жен создавать и свои формы. Если содержание художественного про­изведения может быть бесконечно разнообразным, то также и их фор­ма». А о «форме» «Мертвых душ» Толстой говорил: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».
Действительно, «Мертвые души» образовали своеобразную жан­ровую структуру, неизвестную раньше ни в русской, ни в мировой литературе.
К декабрю 1841 года 1 том книги был готов для печати и отдан на рассмотрение Московского цензурного комитета, где встретил враж­дебное отношение. Гоголь забрал книгу и отправил ее в Петербург, где благодаря хлопотам друзей, после долгих проволочек, требований вне­сти поправки в 36 мест и «Повесть о капитане Копейкине», кроме то­го, изменить название, цензура разрешила печатать книгу.
Было предложено название «Похождения Чичикова, или Мертвые души». 21 мая 1842 года поэма вышла из печати.
 Об истории 2-го тома.
Почему Гоголь сжег 2 том? Причем делал он это дважды: в 1845 и 1852 гг. Наверное, на этот вопрос точного ответа дать нельзя. Ясно одно — это не было решением безумца. Убедительного и всеобъемлю­щего, пророческого слова не получилось, как считал Гоголь, положи­тельные герои ему не давались из-за личного несовершенства.
Поэтому он отказался не только от продолжения работы, но и от жизни (отказался принимать пищу, лекарства).
г) О сюжете.
Ядром сюжета «Мертвых душ» является авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, на самом деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Сама действительность создавала условия для подобных авантюр. Мертвые крестьяне, за которых помещик дол­жен был платить налог в казну, были для него обузой. Естественно, по­мещики мечтали избавиться от мертвых душ. Если одним эти «души» были в тягость, то другие при помощи мошеннических сделок стреми­лись извлечь выгоду. Заложить их в Опекунский совет под проценты. Та­ким образом можно было получить денежную ссуду для покупки земель и стать помещиком. Афера эта не придумана Гоголем, а взята из жизни.
 Композиция.
Композиция поэмы необычна. Повествование строится как история похождений Чичикова. Это давало возможность исколесить вместе с героем «все углы и закоулки русской провинции». Чичиков находит­ся в центре сюжета и всех событий. Образы помещиков между собой композиционно почти не связаны: они не общаются друг с другом, каж­дый раскрывается в основном в своих отношениях с Чичиковым. И тем не менее нельзя рассматривать поэму как цикл новелл. Достаточно по­ставить любую главу Не на свое место, и композиция расшатывается.
С городскими чиновниками мы знакомимся более основательно по­сле глав, посвященных помещикам. А завершает этот процесс деграда­ции личности Чичиков — ловкий, хитрый, изворотливый; он представ­лялся Гоголю самым страшным. Вот вкратце смысл композиции «Мертвых душ».
Но «Мертвые души» не роман, а поэма или роман-поэма. Это оп­ределяется и композицией, и эмоциональной, лирической тональнос­тью произведения. В нем нет главных и второстепенных персонажей в обычном значении этих слов. Герой, который произносит несколько слов, играет такую же важную роль в структуре произведения. В «Мертвых душах» почти каждый персонаж — герой, без которого нельзя обойтись.
Например, в 1 -й главе мы встречаемся с двумя мужиками, которые начинают рассуждать о том, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы или до Казани. До приезжего им нет никакого дела. До Каза­ни не доедет, рассуждает один, а вот до Москвы, пожалуй, доедет, от­вечает другой.
Стало быть, губернский город находится недалеко от Москвы! Но самое важное, экипаж нашего героя еще только въехал в город, а про­зорливые мужики толкуют, далеко ли отсюда уедет. Подобными сцен­ками и персонажами наполнен текст, и это создает определенную эмо­циональную атмосферу.
Пусть читатель не ждет авантюрных похождений от героев, расска­занные истории будут будничны и заурядны.
Уже в начале поэмы мы чувствуем гоголевскую ироническую ус­мешку в адрес читателя, который ждет романтического, таинственного начала.
Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 — 40-х годов XIX века экспозиции — деловито и энергично: мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неиз­вестна и прошлая его жизнь (обо всем этом в последней, 11 -й главе).
Такое повествование было важным для Гоголя — большинство персонажей поэмы статичны, значит, нужно было усилить внутрен­нюю динамику сюжета. (Это объяснение того, почему история глав­ного героя дается в конце 1 -го тома.)
 Смысл названия поэмы
Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.
Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.
В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.
Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий