вторник, 1 марта 2016 г.

Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.
1.  Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 (3 б.)– комментарии к проблеме. Для этого еще раз прочти текст и четко изложи мнение автора по данной проблеме. Найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая над данной проблемой, автор – это ты раскроешь уже К3 (1 б.)– позицию автора.
3. Продолжение основной части: б) далее надо отработать К4 (3 б)– изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты.
1 аргумент – из художественной, научной или публицистической литературы,
2 аргумент - из  жизненного опыта – то, что видел, слышал по телевизору, в фильмах, в Интернете, по радио, от солидных или уважаемых тобой людей. Это могут быть реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения. Свои собственные наблюдения и выводы. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях). Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость (этом случае не просто приводите пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрываете, комментируете её, объясняете её связь с тезисом). Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, например, истории, права, обществознания.
4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.
Обрати внимание: если неправильно сформулируешь проблему, то по критериям К1-К4 получишь 0 баллов, т.е  потеряешь 8 баллов из возможных 24.
При этом будут еще учитываться К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность,
К6 (2 б.) – точность и выразительность речи,
К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,
К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,
К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,
К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке
К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,
К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.
Всего можно набрать за сочинение 24 балла.
Шаблон.
1. Вступление + проблема
(ФИО автора) ставит в своем тексте очень важную проблему –  проблему…
или Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
или Что такое … ? …….?  Именно об этом размышляет (Ф.И. автора) в своем тексте.
или В тексте, предложенном для анализа, автор (или Ф.И.автора) рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание он уделяет проблеме….
или Пишете ключевое слово проблемы (именительный темы). Ставите многоточие. Пишите ассоциации, связанные с этим словом. «Именно этой проблеме …»
или Пишете 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме. Заявляю проблему.
или Текст, лежащий передо мною, я назвал бы «…», потому что проблема, поднятая (ФИО автора в Т. падеже), посвящена……..
Кстати!
ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.
Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению худ. лит-ры
2. Комментарий проблемы + позиция автора
Кстати!
Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры, по его мнению…, как отмечает…
Для иллюстрации важности этой проблемы автор приводит историю о …
Авторская позиция - это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Типовые конструкции для выражения авторской позиции
АВТОР
Разделяет мнение …
Отстаивает что?
Доказывает что?
Убеждает кого в чем?
Призывает к….
Открыто заявляет о своей гражданской позиции…
3.   Собственное мнение
Кстати!
ВАШЕ мнение – маленькое сочинение-рассуждение  внутри всего сочинения «С»:
- тезис (ваша позиция по проблеме с долей эмоций, которая может совпадать с позицией автора);
- собственно 2 аргумента
- вывод (общий итог).

Я согласен с … ( в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
или Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
или В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
или В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
или С мнением автора трудно не согласиться
Для ввода примеров можно использовать:
Приведем пример…
Сошлемся, например, на…
Возьмем в качестве примера…
Сравним…
Сопоставим…
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Никто не будет отрицать, что…
Никто из нас не будет возражать против того…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
4. Краткий вывод.
Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…
Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….

Комментариев нет:

Отправить комментарий