среда, 11 декабря 2013 г.

ЕГЭ. Часть С.

Задание С характеризуется как задание высокого уровня сложности.
Здесь Вы найдёте обучающие материалы :
1. Алгоритм выполнения части С.
2. Мини-инструкция к части С.
3. Формулирование собственной позиции.
4. Часть С - заключение.
5. Часть С - языковые клише.
6. Шаблон для написания сочинения.
7. Литературный аргумент в задании С.
8. Рекомендации по написанию сочинения.


Алгоритм выполнения части С1


Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста. Сформулируйте позицию автора прочитанного текста. Объясните почему.

Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Жизненный опыт – это собственные наблюдения и выводы, реальные факты из жизни окружающих.
Читательский опыт – это факты из художественной, исторической и научно-популярной литературы.
Обыденный житейский опыт («подобная история была с моей бабушкой, тетей, мамой и т.д.) не годится.

План сочинения
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Приведём из учебника Т. Егораевой (Русский язык. ЕГЭ. - М., 2012) схемы анализа текста, удобные для применения клише.

Текст, тема и проблема (несколько проблем) взаимосвязаны. Основная проблема - это та,...
§ что стала объектом раздумий автора;
§ над которой он в основном размышляет;
§ к которой он неоднократно возвращается;
§ по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Авторская проблема может быть:
§ поставлена;
§ изложена;
§ рассмотрена;
§ выдвинута;
§ затронута;
§ поднята;
§ сформулирована;
§ исследована;
§ проанализирована.
Проблема может заставить читателя:
§ глубоко задуматься;
§ серьезно размышлять;
§ рассуждать вместе с автором;
§ лучше понять себя и окружающих (трагизм проис¬ходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.);
§ серьезнее относиться к...;
§ переосмыслить свое отношение к...;
§ по-иному посмотреть на...;
§ критичнее относиться к...;
§ обратиться к примерам из собственной жизни (ли¬тературы);
§ поделиться мыслями о...;
§ развивать мысль о...;
§ оценить истинный масштаб чего-либо;
§ оценить собственную позицию;
§ открыто выразить свое отношение к...;
§ заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.);
§ заняться ее глубоким изучением;
§ с горечью понять, что...;
§ иронично относиться к...;
§ отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие);
§ испытать потребность в чем-либо и т.д.
Задача ученика – понять:
с какой целью создавался данный текст,
как автор относится к поднятой проблеме,
какие он видит варианты её решения..
Мини- инструкция к части С
  
Можно эту мини-инструкцию иметь при себе и писать согласно данного плана, используя один из шаблонов.

Конечно, заветные 23 б. не получить, работая по шаблону, но помогает усвоить структуру и логику части С.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ


1.  Вступление.Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2.Основная часть.
а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. 

б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.

в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.
                        И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».
Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

                                           Шаблон 1.
1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему…
Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …                                                                                                           Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)                                                                                                                                                         
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)
3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…
4.   Я согласен с … ( в том, что…).
1. Во-первых, потому что …
    Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.         
4. В качестве доказательства могу сказать следующее                
5. Доказать это можно так.                                                             
 6.Краткий вывод.
                                                             Шаблон 2.

  Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

       Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна,рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

  С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

   В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
 Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
                                                               Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - ….  .
Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)

Комментарий проблемы
(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно найти в задании А28, В8 и попытаться перефразировать).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…)

Привести  2 аргумента.
(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).
Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…

Формулирование собственной позиции

В третьей части своей работы вы должны выразить свое собственное мнение.

Клише для формулирования:

- нельзя не согласиться с автором в том, что...
- трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему о...
- по-моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что...
- мне кажется, что автор не прав, утверждая, что...
- не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автора.

Часть С.Заключение


                                                            Все о заключении
Заключение может:
-  содержать твое решение проблемы, поставленной автором;
-  дополнять мысль автора;
-   содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем;
-  содержать этически корректное возражение автору;
-    представлять собой развернутую или логически завершен­ную мысль, высказанную во вступлении.
Заключение должно:

-  быть органично связано с текстом, с его проблематикой;
-  завершить сочинение, ещё раз обратив внимание эксперта на самое главное;
-   быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

Форма заключения:
-  обзор всех положений, которые ты осмыслил (вывод);
-   цитата, если она является итоговым суждением (обязателен комментарий к ней);
-  этически корректное возражение автору;
-  спор с воображаемыми критиками позиции автора;
-  яркий пример, обобщающий твои суждения;
-    иллюстрация, облегчающая понимание высказанных поло­жений;
-  яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям;
-  вывод-впечатление.
Часть С. Языковые клише

               Обоснование актуальности темы текста

Актуальность темы текста  (указать автора) определяется тем, что … .

Текст (указать автора) посвящён актуальной теме … Сегодня её актуальность не ослабевает, потому что … .


… Всё сказанное определяет актуальность темы текста (указать автора).

Высказывание известного учёного, публициста и общественного деятеля (указать автора) не потеряло актуальности в наши дни, так как … .

Актуальность текста (указать автора) обусловлена тем, что … .
Страстный борец за сохранение культурно-исторического наследия нашей Родины (указать автора) поднимает в тексте тему … , которую можно и в наши дни назвать актуальной, ведь … .
Тема, поднимаемая автором, не утратила своей актуальности в связи с тем, что … .
Тема … , которой посвящён текст известного учёного (писателя, журналиста), актуальна, так как … .
…  –  вот тема рассуждений (указать автора). Её актуальность очевидна, ведь и сегодня … .
                     Вычленение проблем исходного текста

Автор поднимает актуальную проблему … .
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … .
Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … .
Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … .
Проблема, поднимаемая (указать автора),  – это … .
Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора).
Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).
Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.
Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

                              Определение позиции автора

Рассуждения автора посвящены проблеме… . Автор придерживается следующего мнения … .
Внимание (указать автора) привлекает … . Позиция его заключается в том, что … .
Рассматривая проблему … , автор весьма чётко формулирует собственное мнение: он … .
Актуальную для (указать автора) проблему … рассматривает учёный (писатель, журналист) (указать автора). Автор считает, что … .
Проблема … волнует как учёных (социологов, психологов), так и политиков. Эту проблему в своём исследовании поднимает (указать автора). Автор формулирует собственное мнение о … , суть которого в том, что … .
Позиция исследователя проблемы … (указать автора) заключается в том, что … .
Внимание философа и учёного (писателя и журналиста) (указать автора)  привлекает проблема … .  Автор убеждён в том, … .
Анализируя проблему … , известный  философ и учёный (писатель и журналист) (указать автора)  приходит к выводу о том, что … .
Рассуждения (указать автора) касаются проблемы … . Позиция автора, заявленная открыто, заключается в том, что … .
Автор считает, что … .
Автор утверждает, что … .
Автор убеждён, что … и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить читателя в том, что … .
Бесспорно мнение автора о том, что … .
Цель автора – заставить читателя обратить внимание читателя на … .
Задача автора – убедить читателей в том, что … .
Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме … .
Автор подводит читателя к мысли о том, что … .
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … .
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: … .
« … »  – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
« … »  – в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
« … »  – это высказывание точно отражает позицию автора.
…  – вот основная идея (мысль) текста.
« … »  –  именно эта мысль отражает авторскую позицию.
…  – эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
…  – в этом предложении звучит прямая авторская оценка … .
…  – всё это позволило автору выразить мысль о том, что … .
…  – вот что думает автор по поводу поднятой проблемы.
 –  вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Позиция автора очевидна: … .
  
                       Комментарий авторской позиции

Справедливость высказанных автором суждений несомненна.
Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что… .
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что … , бесспорно.
Резкая категоричность автора вызвана тем, что … .
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к … .
На мой взгляд, автор одним из первых привлёк внимание читателя к подобным явлениям.
Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к … .
Используя конкретные факты, автор обосновал свою негативную (позитивную) точку зрения на то, что … .
По мнению автора, подобные явления всё чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Называя это явление …, автор подчёркивает своё положительное (отрицательное, ироническое и т. п.) отношение к нему.
Автор формирует положительное (негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям: … .
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя … .
Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что… .
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
Автор обосновывает своё мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что автор… .
Для подобной точки зрения есть веские основания.
Доводы, приведённые автором, убедительны.
Автор неспроста сомневается в том, что … .
Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный и т. п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на … .
Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о … .
Авторская эмоциональность вполне оправданна: … .
Автор, размышляя о … , обращается к читателю, считая его не только собеседником, но и союзником.
Нельзя не увидеть авторское осуждение подобных явлений…
Автор с сожалением пишет о том, что … .
Авторское негодование звучит в … .
Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы (проблемы).
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения. И т. п.
  
                   Формулирование собственной позиции

Я разделяю мнение автора и считаю, что … .
Трудно спорить с автором о том, что … . И моя позиция состоит в … .
В целом разделяя позицию автора относительно … , выскажу особое мнение о … . Я считаю, что … .
Думаю, что следует согласиться с автором в том, что … .
Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что … .
Мне близка позиция автора относительно … .  Я тоже считаю, что … .
Нет сомнения в том, что слова автора о … заслуживают одобрения. По моему мнению, … .
Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что … . Однако на вопрос о … у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что … .
Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
Автор убедительно доказывает, что… .
В правоте авторских оценок не приходится сомневаться.
Не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что… .
Убеждённость автора в правильности данных им оценок передаётся и читателю … .
Полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты.

         Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
Вызывает сомнение тезис о том, что … .
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .


Оценочные слова, помогающие передать впечатление от прочитанного:

–  с удовольствием прочитал …
–  нельзя оставаться равнодушным …
–  к сожалению…
–  к немалому удивлению узнал (а), что …
–  убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
–  разделяя негодование автора, хочу сказать, что …
–  оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
–  возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что …
–  интересно то, как автор …


Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции

1. С помощью слов и словосочетаний
• обратимся к факту (воспоминаниям кого-либо, научным данным и т. п.)
• достаточно привести пример…
• это можно доказать следующим образом…
• подтверждением сказанному может служить следующий аргумент
• вспомним о …
• стоит обратиться к …
• свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т. д.)
• данную мысль можно обосновать ещё одним примером (фактом, аргументом и т. п.)
• приведу ещё один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
• ведь …
• докажем важность данной проблемы с помощью…
• убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
• в этом легко убедиться, обратившись к …
• подобная ситуация…
• и вот почему:
• вот отчего…
• и это понятно: … .
• и ещё одна история (факт, свидетельство очевидцев) и т. д.
2. С помощью вводных слов и словосочетаний
• во-первых …, во-вторых …, в-третьих … (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!)
• например
• допустим
• по свидетельствам кого-либо
• предположим
• по утверждению кого-либо
3. С помощью придаточной части сложноподчинённого предложении (придаточное предложение причины), используя союзы
• так как
• потому что
• оттого что
• ибо
• благодаря тому что
• в связи с тем что
• в результате того что
• поскольку и т. д.
  
Связать вывод с аргументами можно с помощью следующих словосочетаний и вводных слов:

• подведя итог сказанному
• обобщая сказанное
• вот отчего
• поэтому
• следовательно
• значит
• таким образом
• итак



1 комментарий:

  1. Класс!!!! Теперь это всё остаётся только ВЫУЧИТЬ!!!

    ОтветитьУдалить