Впервые в поэзии Есенина клен появляется в
качестве одной из характерных черт крестьянского быта (Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт. - “Там, где капустные грядки”, 1910) и, претерпев
целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество
поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении
“Клён ты мой опавший”. Попутно заметим, что клён появляется в лирике
Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути
человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен
духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом.
И неудивительно, что образ клёна создавался под
сильным влиянием народных традиций “деревного” образотворчества. Но, испытывая
сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной
манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль
отчётливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует
клён.
Например, кленёночек маленький, старый клён,
клён на одной ноге, подгнивший под окнами клён, клён опавший, клён заледенелый, приметный клён, клёнов голых, мой бедный клён и т.п. Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях. Однако внимательное изучение есенинских
эпитетов показывает, что они нетривиальны даже в контексте всего творчества поэта и характерны только для стихов о клёне.
Все “кленовые” эпитеты Есенина отличаются
лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ,
поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности
Читать дальше
Хочется читать и читать, слушать и слушать стихи Есенина
ОтветитьУдалить