вторник, 3 декабря 2013 г.

Береза и клен - сквозные образы лирики С.Есенина


      Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта (Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт. - “Там, где капустные грядки”, 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении “Клён ты мой опавший”. Попутно заметим, что клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом.
        И неудивительно, что образ клёна создавался под сильным влиянием народных традиций “деревного” образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчётливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клён.

         Например, кленёночек маленький, старый клён, клён на одной ноге, подгнивший под окнами клён, клён опавший, клён заледенелый, приметный клён, клёнов голых, мой бедный клён и т.п. Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях. Однако внимательное изучение есенинских
эпитетов показывает, что они нетривиальны даже в контексте всего творчества поэта и характерны только для стихов о клёне.
  Все “кленовые” эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности
Читать дальше

1 комментарий:

  1. Хочется читать и читать, слушать и слушать стихи Есенина

    ОтветитьУдалить