понедельник, 4 ноября 2024 г.

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба". Историческая основа повести

 Историческая основа повести.

- Мы уже говорили, что Гоголь очень любил свою родину (надо отметить, что для него Украина и Россия – это единое целое) и интересовался её историей. Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Гоголя историей. В начале 30-х годов он работал в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению его художественных замыслов. В 1835 году Николай Васильевич пишет историческую повесть «Тарас Бульба» (первый её вариант). Позднее он её пересмотрит и создаст 2-ой вариант, где наиболее ярко подчеркнет мысль о единстве русского и украинского народов. Повесть вошла в сборник «Миргород» (продемонстрировать данный сборник).


- Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий, он строил некий общий образ эпической, песенной, героической казачьей вольной жизни. Тем не менее историческая основа имеет важную роль для создания целостной картины произведения, правильного его восприятия. Какие же пласты истории Украины затрагивает Гоголь? Борьба украинского народа за национальную независимость и самобытность, за свободу родной земли. В те далёкие времена (16 век) Украина находилась под гнётом Польши (на тот момент государство называлось Речь Посполитая). Польские помещики-паны превращали украинских крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжёлыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым наказаниям и даже казнили. Ещё одна причина – столкновение религий. Польское государство исповедовало католицизм, а большая часть Украины была православной. В 1596 году было заключено соглашение, по которому православное население Речи Посполитой (украинцы) должны были признать верховную власть папы римского, т.е. католицизма. В ответ на это, выражая своё недовольство, на Украине вспыхивают восстания. Украинские крестьяне, недовольные своим положением, убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя запорожскими казаками, т.е. вольными людьми. Казаки объединялись в курени – войсковые части. Выбирали себе атамана, предводителя. Все дела в Сечи решались собранием – Радой.

В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух этих народов, закалялись отважные воины, проявлялось подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и мудрейшим.

В мирное время казаки занимались сельским хозяйством, кузнечным делом, слесарным, торговым, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках готовы были отразить нападение врага.

Сами самостоятельно совершали военные походы против крымских татар и Турции, привозили из этих походов богатую добычу, пленным давали свободу.

Женщин в Сечь не пускали. Всё это нашло своё отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился с большим интересом. Овеянная славой, вставала перед ним живая, яркая история родного народа, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры. «Именно в таких условиях, -пишет Гоголь,-русский характер и получил «могучий широкий размах, дюжую наружность», представляя собой необыкновенное явление русской силы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий