четверг, 29 января 2015 г.

„Я не могу без тебя жить"... „И я тоже"

М. А. Булгаков, находясь в оппозиции и к власти, и к «революционному авангарду» как стилю, и к литературной среде,  при этом имел силы писать «в никуда» свой великий роман «Мастер и Маргарита».
Правда, у Булгакова была Елена Сергеевна, свято верившая в его гениальность и, видимо, посланная ему самой судьбой. Ведь когда два уже немолодых человека порывают каждый со своим устоявшимся семейным бытом, чтобы соединиться на неизвестность, — это любовь.
Елена Сергеевна Булгакова -
протопит Маргариты
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» — так начинается вторая часть романа «Мастер и Маргарита», подарившего Михаилу Булгакову вечность. Елене Сергеевне предназначено было стать и его вдохновительницей, и прототипом героини. «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером. Она нетерпеливо дожидалась обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе — её жизнь», — писал автор о Маргарите.
Познакомились Булгаков и Елена Сергеевна в доме у общих знакомых в 1929 году. Она — благополучная жена крупного советского военачальника, к тому же и красавца, он — драматург, терпящий творческое крушение, когда под овации критики одна за другой убирались со сцены его пьесы. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» — говорит Мастер в романе, а вот как вспоминает их встречу сама Елена Сергеевна: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».
 Булгаков со своей женой
Еленой Сергеевной
Была не только любовь, был скандал с мужем, отцом её двоих сыновей, был бурный разговор мужа с соперником, при котором, как в настоящих романах, фигурировал даже пистолет (к счастью, не пущенный в ход), был «домашний арест», выдержанный Еленой Сергеевной полтора года… «Но, очевидно, все-таки это была судьба, — вспоминала она много лет спустя. — Потому что когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: „Я не могу без тебя жить". И я ответила: „И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что. И тогда же он мне сказал: „Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках"… И я, смеясь, сказала: „Конечно, конечно…" Он сказал: „Я говорю очень серьёзно, поклянись". И в результате я поклялась».
Ссылка здесь

2 комментария:

  1. Гуляя по Интернету, наткнулась на Ваш блог. Огромная благодарность за Вашу работу!
    Мне очень нравится образ Маргариты. С интересом просмотрела информацию о прототипе героини. Теперь я Ваша постоянная читательница. Спасибо.
    С уважением жительница Берлина (но корни у меня русские!)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за добрые слова. Читайте, комментируйте, желаю приятного просмотра блога.

    ОтветитьУдалить