Вопросы к зачёту по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать вопросы можно ЗДЕСЬ
1. Какие в романе "Преступление и наказание" есть уличные сцены?
Перечислите их. С какой целью они введены в роман?
2. Существует понятие "Петербург Достоевского". Каким город предстаёт в романе? Какой цвет преобладает при описании города? Как образ Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Раскольникова?
3."Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят". Как вы понимаете эти слова? К кому из героев романа они могут быть отнесены?
4. Зачем Достоевский изображает двойное убийство, то есть показывает, как Раскольников убивает сначала Алёну Ивановну, а потом её сестру Лизавету? Каков здесь авторский замысел? Что изменилось бы в звучании романа, если бы двойного убийства не было?
5. С какой целью убийство Алёны Ивановны изображено так подробно и натуралистично? Найдите детали, подчёркивающие натурализм. Какие ощущения вызывает сцена убийства?
6. Почему Раскольников никогда не вспоминает об убийстве Лизаветы, но постоянно размышляет об убийстве Алёны Ивановны? С чем это связано?
7. Порфирий Петрович о Раскольникове говорит: "Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать". Как вы понимаете эти слова следователя и прекрасного психолога Порфирия Петровича? Обратите внимание, что слово "натура" раньше использовалось в значении "природа". В чём солгал, по мнению Порфирия Петровича, Раскольников?
8. Жертвы Раскольникова... Сколько их в романе? Перечислите, кого можно отнести к их числу. Обоснуйте свою точку зрения.
9. В романе есть герои, которых называют двойниками Раскольникова. Кого бы вы могли отнести к ним? Почему? Чем они похожи на Раскольникова?
10. "Мы одного поля ягоды..."- говорит Свидригайлов Раскольникову. Так ли это?
11. Жизненное кредо какого героя романа кажется вам наиболее правильным? Почему?
12. С героем какого романа 19 века перекликается Лебезятников?
13. Как в романе изображены дети? Сначала перечислите детей, изображённых в произведении, а потом расскажите, как они изображены. В каких взрослых героях автор подчёркивает сохранившуюся в них детскость? Что он этим хочет сказать?
14. "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" (Ф.М, Достоевский). Что Достоевский сказал в этом романе о природе человека? Чего в ней больше - добра или зла? От чего это зависит?
15. Прокомментируйте иллюстрации к роману. Можно взять одну иллюстрацию и высказать своё мнение о ней, а можно сравнить несколько. Кому из художников удалось, по вашему мнению, наиболее глубоко проникнуть в авторский замысел?
2. Существует понятие "Петербург Достоевского". Каким город предстаёт в романе? Какой цвет преобладает при описании города? Как образ Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Раскольникова?
3."Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят". Как вы понимаете эти слова? К кому из героев романа они могут быть отнесены?
4. Зачем Достоевский изображает двойное убийство, то есть показывает, как Раскольников убивает сначала Алёну Ивановну, а потом её сестру Лизавету? Каков здесь авторский замысел? Что изменилось бы в звучании романа, если бы двойного убийства не было?
5. С какой целью убийство Алёны Ивановны изображено так подробно и натуралистично? Найдите детали, подчёркивающие натурализм. Какие ощущения вызывает сцена убийства?
6. Почему Раскольников никогда не вспоминает об убийстве Лизаветы, но постоянно размышляет об убийстве Алёны Ивановны? С чем это связано?
7. Порфирий Петрович о Раскольникове говорит: "Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать". Как вы понимаете эти слова следователя и прекрасного психолога Порфирия Петровича? Обратите внимание, что слово "натура" раньше использовалось в значении "природа". В чём солгал, по мнению Порфирия Петровича, Раскольников?
8. Жертвы Раскольникова... Сколько их в романе? Перечислите, кого можно отнести к их числу. Обоснуйте свою точку зрения.
9. В романе есть герои, которых называют двойниками Раскольникова. Кого бы вы могли отнести к ним? Почему? Чем они похожи на Раскольникова?
10. "Мы одного поля ягоды..."- говорит Свидригайлов Раскольникову. Так ли это?
11. Жизненное кредо какого героя романа кажется вам наиболее правильным? Почему?
12. С героем какого романа 19 века перекликается Лебезятников?
13. Как в романе изображены дети? Сначала перечислите детей, изображённых в произведении, а потом расскажите, как они изображены. В каких взрослых героях автор подчёркивает сохранившуюся в них детскость? Что он этим хочет сказать?
14. "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" (Ф.М, Достоевский). Что Достоевский сказал в этом романе о природе человека? Чего в ней больше - добра или зла? От чего это зависит?
15. Прокомментируйте иллюстрации к роману. Можно взять одну иллюстрацию и высказать своё мнение о ней, а можно сравнить несколько. Кому из художников удалось, по вашему мнению, наиболее глубоко проникнуть в авторский замысел?
16. Объясните,
в чём особенность жанра идеологического романа, созданного Достоевским.
Докажите, что «Преступление и наказание» - идеологический роман.
17. В чём суть теории
Раскольникова? Какие причины вызывают рождение такой теории?
18.
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было
пойти…» Что связывало Мармеладова и Раскольникова?
19. Как
отнеслись к поступку Сони её отец и мачеха? Как воспринял известие о
замужестве Дуни Раскольников? Почему эти два никак не связанных между
собой события тесно сплелись в сознании Раскольникова?
20. Почему Раскольников совершил
преступление? И почему Порфирию Петровичу так и не удалось убедить
Раскольникова сделать явку с повинной?
21. Двойники и
антиподы Раскольникова: как в его мире противостоят идеи Лебезятникова и
Порфирия Петровича?
22. Что
сближает Свидригайлова с Раскольниковым и в чём они различны? В чём причины самоубийства
Свидригайлова? Помогают ли бредовые фантазии, преследовавшие его в последнюю
ночь, их понять?
23. Какова
роль образа Сонечки в романе? Какие идеи воплотил Достоевский в этом образе?
Почему Раскольников решает доверить свою тайну именно Сонечке?
24. Хотел
иметь «…свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем
муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти?
25. Почему
только на каторге – и только после сна о моровой язве – открылась Раскольникову
ложность и пагубность его идеи? Почему он не отрекался от своей теории раньше?
26. Согласны ли вы, что человеческая натура Раскольникова сильнее его бесчеловечной теории? Докажите
свою точку зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий