"Буря бы грянула, что ли?"
Худ И. Крамской |
Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Грянь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи, Чашу вселенского горя Всю расплещи!.. Н. Некрасов |
Материалы к теме "Своеробразие художественного мира Некрасова" - продолжая разговор:
1. Лекция Д. Бака на странице "Лекции";
- сборная авторов этой книги отражала не их личные пристрастия, а современное состояние
русской литературы во всем ее разнообразии, как эстетическом, так и идейном, — чтобы
читатель мог не только проследить, чем жила русская литература с начала XIX века по
середину XX-го, но и увидеть, чем она жива сегодня. Поэтому в составе авторов этого
сборника есть поэты и прозаики, маститые и совсем молодые литераторы, живущие
как в России, так и за ее рубежами);
3. П. Вайль, А. Генис. Статья "Любовный треугольник. Н. А. Некрасов" - из сборника
"Родная речь. Уроки изящной словесности" (Петр Вайль и Александр Генис - русские
писатели, сформировавшиеся на Западе - авторы увлекательных и тонких эссе.
В своей книге с блеском, остроумием и изяществом авторы демонстрируют свежий и
нетрадиционный взгляд на русскую литературу).
Опорная шпаргалка-цитатник
Особенности
художественного мира Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78)
«Это было раненное в самом начале
жизни сердце, и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и
источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
(Ф.М.Достоевский).
«Этими стихотворениями он привил
несколько дельных мыслей в обществе, ими развивает он массы людей
малоразвитых и непривычных к пониманию поэзии. В них он был прям и искренен…»
(А.В.Дружинин).
«Некрасов открыл в нашей поэзии новую
струю… Эта новая струя есть реальный и социальный элемент в его поэзии…
Любовь к ближним, низко стоящим в общественной лестнице, сила гражданского
чувства и, наконец, замечательное чувство природы… - вот что дает
притягательное свойство поэзии г. Некрасова» (А.Пятковский).
«Некрасова, как поэта, я уважаю за его
горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое
он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного» (Д.И.Писарев).
« <Некрасов> явственно видел ту
пропасть, какая отделяла его идеалы и мечты от действительности. Может быть,
это и придавало многим его стихам оттенок искренней меланхолии, благородной
печали… Быть певцом великого народа и сострадальцем великих страданий захотел
Некрасов… Задача, посильная только для героя или святого, оказалась
непосильной для него. Он, как все, был прикован к минутным благам жизни…».
(Ю.Айхенвальд).
«Некрасов – поэт города
Петербурга…Поэт кошмарной столицы, поэт погоды и непогоды, одну за другой, в
желтых тонах тумана, рисовал Некрасов свои тоскливые
картины… Его, этот современный человеческий город, «опоясанный гробами»,
незаметно переходящий в топкие могилы кладбищ, - город, где жизнь похожа на
смерть, где обе они сливаются в одно фантастическое целое, в один сумбур и
бред, - город с его бессолнечным утром и лихорадочными сумерками, с его
преступной ночью…- все это дерзнул Некрасов воплотить в поэзию… странностей,
диссонансов, уродства, судорог и противоречий действительности… Это –
завоевание, это – новая мрачная провинция красоты» (Ю.Айхенвальд).
«Казниться и каяться было его
постоянной потребностью» (К.И.Чуковский).
«Мы знаем множество революционеров,
пылавших ненавистью, но отнюдь не любовью: их ненависть к тирании слишком
часто оказывалась завистью неудавшихся тиранов к удавшимся. Но источником
некрасовской мести и печали была несомненно любовь. Его гений
поднимается выше всего не тогда, когда он бичует и обличает, а тогда, когда
он сочувствует и воспевает… Не спорю, Некрасов действительно с редкостной
силой оплакал страдания народа. Но он еще более гениально воспел народную
мощь и красоту! Однако, к несчастью для России, только первая ипостась его
гения была востребована “народными заступниками”, не умеющими обретать
счастье в работе и в гульбе…» (А. Мелихов. Сб. «Литературная матрица»).
«Поэзия Некрасова повлияла, на мой
взгляд, на всех значительных поэтов XX века. Даже на тех, кто не отдавал себе
в этом отчета. Даже на тех, кто его „не очень“ или „совсем“ не любил.
Некрасовская поэтика вошла в организм отечественной словесности как вещество,
подобное соли» (Ю. Мориц).
«Некрасов был для меня не столько
гражданским поэтом, сколько учителем формы. Вероятно, потому, что его
технические приемы проще и выявленнее, чем у Пушкина и Лермонтова. Мне
нравилась сжатая простота Некрасова и его способность говорить о текущем» (М.
Волошин)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий