Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в ССП и СПП
Скачать материал можно ЗДЕСЬ
1. Повторим теорию.
Сложносочинённое
предложение - это такое предложение, в котором простые предложения
связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе
ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку.
Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только
запятой.
Чем отличается ССП от СПП и БСП?
В сложноподчинённом
предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами
или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.
Запомним
все сочинительные союзы:
и
да (= и) да и тоже также причём притом или (иль) либо
то есть
а именно |
ни — ни
то — то не то — не то то ли — то ли а но да (= но) зато однако же только |
[ ], и [ ]. [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ]. [Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], то есть [
]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и
Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
[ ], [... же...
]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.
[ ], [...тоже... ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .
Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.
Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.
[ ], [...тоже... ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .
Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.
Алгоритм выполнения
задания
1. В поисках запятой, разделяющей
части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните,
что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после
первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго
предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
2. Помните о том, что
сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе
ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными
членами не имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно
читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас
просят указать - одну или несколько. Учтите также, что,
к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно,
то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями
ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более.
И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо:
то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому
тщательно проверяйте каждую запятую!
Сложноподчинённое
предложение - это такое сложное предложение, части которого неравноправны по
смыслу (от одной можно задать вопрос к другой) и соединяются
подчинительной связью (подчинительными союзами или союзными
словами) и интонационно.
1. Ориентируйтесь на подчинительный
союз или союзное слово.
Средства связи частей
СПП
|
2. Помните, что перед
союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое
слово.
Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали
стоя.
3. Не путайте
придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на
источник сообщения.
Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что
придаточное может находиться не только после главного, а также то,
что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые,
которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное
стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное
слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей
главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно
указать.
(Союз
… ),1 [ ].
Задание
В приведённом ниже предложении
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вода на мелководье была прозрачной
(1), и каждый камушек радостно сиял (2),
отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)
Обоснование ответа
- - запятая разделяет две части сложносочинённого предложения
(связь сочинительная).
- - запятая отделяет обособленное обстоятельство во
второй части ССП.
Ответ:1.
Задание
В приведённом ниже предложении
пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между
частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ему показалось,(1) что это не он шагает по
дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не
имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его
таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.
Обоснование ответа
[Ему показалось], (что это не он шагает по дождю с большой
тяжёлой виолончелью), (что это кто-то другой). [И
этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального
училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам], (у
которых свои разные голоса).
Ответ: 125.
Задание
В приведённом ниже предложении
пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между
частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Урс,(1) конечно,(2) не понимал,(3) о чём
говорит Кэт: собака,(4) с которой никто никогда не разговаривал,(5) не понимает
слов. Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то,(6) чего ему
недоставало. Он понимал не слова,(7) а голос.
Обоснование ответа
Подчинительная связь предполагает, во-первых, наличие
подчинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном
сложном. Этим условиям отвечают запятые
[Урс,(1) конечно,(2) не
понимал],(3) (о чём говорит Кэт): [собака,(4) (с которой никто никогда не разговаривал),(5) не понимает
слов].
Запятые 3, 4,5
[Но он чувствовал в голосе длинноногой
девчонки то],(6) чего ему недоставало).
Запятая 6
Ответ: 3456
Комментариев нет:
Отправить комментарий