четверг, 5 декабря 2013 г.

"Сам не знаю, откуда взялась эта боль"

14 ноября 1925 года – эта дата стоит под одним из самых известных произведений Сергея Есенина «Чёрный человек».

«Друг мой, друг мой, 

Я очень и очень болен.
 
Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем, 

То ль, как рощу в сентябрь,


Осыпает мозги алкоголь…»


«…Месяц умер,


Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою. 
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…»
Замысел этой поэмы возник у Есенина еще во время его зарубежной поездки 1922—1923 годов. Как вспоминают многие современники, поэт читал им «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после своего возвращения на родину. 
В ноябре 1925 года редакция журнала «Новый мир» обратилась к Есенину с просьбой дать новую большую вещь. Новых произведений не было, и Есенин решил напечатать «Чёрного человека». Он работал над поэмой в течение двух вечеров 12 и 13 ноября. Рукопись была испещрена многочисленными поправками... Те, кто слышали ранее поэму в его чтении, находили, что окончательный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше. Говоря об этой вещи, поэт не раз упоминал о влиянии пушкинского «Моцарта и Сальери».
Впервые поэма «Чёрный человек» была опубликована в январском номере журнала «Новый мир».
Ссылка здесь

2 комментария:

  1. Thank you post your article.
    I think this site is useful & helpful for the learner.We get many important information from here and this site increase our educational ability. Thanks for your educational site to help us

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сильная вещь! А мне по душе "Анна Снегина". Мягче, лиричнее. Опять же про любовь

      Удалить