воскресенье, 21 апреля 2013 г.


В нём "половодье чувств" и половодье мысли

С. А. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни. Хочется вспомнить одно из его самых проникновенных и человечных лирических произведений - стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу...", написанное им в 1921 году. Как философски мудры в нём раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художественной силой выражена в нём любовь к людям, ко всему живому на земле!
Не жалею, не зову, не плачу, 
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком, 
И страна берёзового ситца 
Не заманит шляться босиком.
В своих комментариях С. А. Толстая-Есенина сообщает о примечательном разговоре с поэтом, касающемся творческой истории стихотворения. "Есенин, - вспоминает она,- рассказывал, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мёртвых душах" Гоголя". Иногда прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". 

Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок" - с грустью признавался поэт. Во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял он одной привязанности, т.е. любви к родине. "Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Этим огромным чувством проникнуто все творчество поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике.
Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений. Мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни.
Хочется вспомнить одно из самых проникновенных и человечных лирических произведений. Стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу...", написанное им в 1921 году. Как философски мудры в нем раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художественной силой выражена в нем любовь к людям, ко всему живому на земле!
Не жалею, не зову, не плачу, 
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться, 
Сердце, тронутое холодком, 
И страна березового ситца 
Не заманит шляться босиком.
.................................................
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью 
Проскакал на розовом коне.
Глубочайший лиризм и гуманистический пафос этого стихотворения, весь его "просветленный" эмоциональный настрой идет от великих традиций русской классической литературы.
В своих комментариях С. А. Толстая-Есенина сообщает о примечательном разговоре с поэтом, касающемся творческой истории стихотворения "Не жалею, не зову, не плачу...". Есенин, вспоминает она, рассказывал, "что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мертвых душах" Гоголя. Иногда прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". 
В стихотворении Есенина нас покоряет и захватывает в "песенный плен" удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. "В стихах моих,- писал поэт в 1924 году,-читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других".
Не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше чем кого - либо другого. "Лирическим чувствованием" проникнуто все стихотворение поэта. 
Природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения:
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст. 
Характерен для Есенина прием, который можно было бы назвать "олицетворением наоборот". Это то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Не жалею, не зову, не плачу, 
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта - белый, синий, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Появляются сквозные образы, как-то: береза, клен, яблоня. 
"Искусство для меня,- отмечал Есенин в 1924 году,- не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить". Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта:
Все мы, в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. 
Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.
Нужно добавить, что в свое время писали много и справедливо о "половодье чувств" поэзии Есенина.
В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно:
Не жалею, не зову, не плачу 
В них есть не только "половодье чувств", но и половодье мысли. Огромная притягательная лирика Есенина признана сегодня во всем мире. Есенин был со всеми народами мира, которые любят жизнь, любят красоту и честность.

1 комментарий:

  1. Ольга Фёдоровна, учитель физики МБОУ СОШ 31 г. Находка23 апреля 2013 г. в 12:00

    Какие прекрасные строки

    ОтветитьУдалить