воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Средства художественной выразительности


СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эпитет (греч. - приложение) - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
"Белеет парус одинокий..."
"Ночевала тучка золотая..." (М.Ю. Лермонтов)
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. 
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз, 
Седой, незыблемый Кавказ.                        (М.Ю.Лермонтов «Мцыри
»)


Метафора (греч. - «перенос», «переносное значение») употребление слова в переносном значении, словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению; скрытое сравнение.
"А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин..." М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Олицетворение - особый вид метафоры – перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.

Инверсия (от лат. - переворачивание, перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт... (М.Ю. Лермонтов).

Перенос (франц.) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в другую, следующую за ней.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит
 , задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.  (М.Ю. Лермонтов "Утёс")
Анафора, или единоначатие - повторение звуков, слова или группы слов в начале частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.   (А.С. Пушкин "Туча")

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок. (Б. Пастернак "Определение поэзии")

Эпифора — (от греч. повторение) - повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз), единоокончание.
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
М.Ю. Лермонтов
Аллитерация (от лат.) - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.
ека времён в своём стремленье..."
"И вечности жерлом пожрётся..."      (Г.Р. Державин)

Ассонанс (франц.- созвучие) - созвучие гласных звуков (преимущественно ударных).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
         Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
         Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего 
         Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
         Что не любить оно не может.        (А.С. Пушкин)

Антитеза (от греч. - противоположение) - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий,
образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. 
Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.    

М.Ю. Лермонтов "Утёс"
Гипербола (от греч. - преувеличение) - художественный приём, основанный на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает, например, «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).

Литота (от греч. - простота) - художественный прием преуменьшения, противоположный гиперболе. Например, «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить», «талии, никак не толще бутылочной шейки».(Н.В.Гоголь)

Интонация (лат. - громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, тембра и других элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения


3 комментария: