Блог учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 г. Иркутска Дырды Натальи Владимировны, адресованный её ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности Мой блог -- дополнительный информационный источник. Здесь можно найти материалы к урокам, к ГИА и ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам, занимательные лингвистические задания, викторины, головоломки, а также интересные статьи и многое другое…
Подготовка к ЕГЭ
- Новости
- Русский язык
- Литература
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Интернет урок
- Видеоуроки по литературе
- Инструменты интерактивного обучения
- Совместная работа над документами Google
- Повторяем-обобщаем
- Тренажёры
- Тестирование
- ЕГЭ
- ОГЭ
- Итоговое собеседование по русскому языку
- Итоговое сочинение
- Словари
- Фильмотека
- Библиотека
- Прочитайте!
- Экскурсии онлайн
- Наши победы
- Безопасный интернет
- Шедевры музыки
- Для Вас, родители!
- Карта - готовимся к ЕГЭ
- Карта блога
пятница, 15 мая 2015 г.
вторник, 12 мая 2015 г.
понедельник, 11 мая 2015 г.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 24.
В задании 24 необходимо найти в тексте средства выразительности - тропы, определенные разряды лексики и художественные приемы. На первый взгляд, самое трудное - это запомнить содержание наиболее замысловатых терминов: парцелляция, анафора, литота и т.д. На деле это как раз не самое сложное. Проблемы обычно начинаются при попытке определить, какое же выразительное средство замаскировалось в том или ином предложении. Некоторые из этих средств на поверку оказываются совершенно обычными речевыми элементами. Поэтому не стоит пытаться непременно найти элемент "художественности", ведь в задании идет речь не о художественных, а о языковых средствах выразительности. Не заблудиться в трех соснах (точнее в девяти терминах, которые содержатся в каждом задании) помогут небольшие хитрости, с которыми мы сейчас познакомимся.
ПРИМЕР
(…) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (…) Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1.ПРИМЕР
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.
Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы.
Текст:
(12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.
(21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.
(24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
(21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.
(24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
суббота, 9 мая 2015 г.
вторник, 5 мая 2015 г.
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Обособление вводных слов и вводных предложений, или Кстати и между прочим.
Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать
в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически,
интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.
Сравните два предложения:
Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.
Лицо его казалось спокойным.
И в том и в другом примере употребляется слово казалось,
но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там
оно является частью составного именного сказуемого.
В первом же примере слово казалось служит лишь
для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова
называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть
пропущены, например: Этот вопрос... затруднил гостя. Обратите
внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.
Сравните еще несколько примеров в таблице:
Захватите с собой, кстати, наши
книги.
Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку. |
Эти слова сказаны кстати.
Эта фраза была сказана между прочим.
|
Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его
смысла.
|
К слову КСТАТИ из первого предложения
можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА? |
Читать дальше
воскресенье, 3 мая 2015 г.
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными и запятыми не выделяются слова:
АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.
АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)