пятница, 22 мая 2020 г.

Летнее чтение. 11 класс

Уважаемые одиннадцатиклассники и ваши родители!      
Предлагаю вам список литературы, которую вы будете изучать в 11-м классе. Обращаю ваше внимание на то, что кроме названной литературы вам рекомендовано прочитать ещё некоторые книги. 
Приятного и полезного чтения!

1. И.А. Бунин. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».
2. М.Горький. «Старуха Изергиль», «На дне».
3. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», "Олеся"
4. А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Двенадцать».
5. А.А. Ахматова. «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Песня последней встречи», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Реквием». 
6. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идёшь, на меня похожий…», «Куст», «Стихи к А.Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»).
7. В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Нате!», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся».
8. С.А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Неуютная жидкая лунность…».
9. М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
10. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
11. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Быть знаменитым некрасиво…», роман «Доктор Живаго» (обзор).
12. А.П. Платонов. «Котлован».
13. А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…». 
14. В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», "Живи и помни", "Последний срок"  
15. В.Т. Шаламов. «Шоковая терапия», «Последний замер».
16. А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», "Матрёнин двор", «Арипелаг ГУЛаг» (фрагменты).
17. В.М. Шукшин. «Верую!», «Алёша Бесконвойный». 
18. В.В. Быков. «Сотников».
19. А.В. Вампилов. "Старший сын", «Утиная охота».
20. Б. Васильев "А зори здесь тихие"
21. В. Быков "Сотников", "Обелиск"
22. К. Воробьёв "Это мы, господи", "Убиты под Москвой"
23. В. Богомолов "Иван"

четверг, 21 мая 2020 г.

Летнее чтение. 6 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. Илиада. Одиссея.
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
                       Из древнерусской литературы
     Житие Александра Невского.
Из русской литературы XVIII века
       Г. Р.Державин. "Лебедь".
Из русской литературы XIX века
К. Н.Батюшков. "На развалинах замка в Швеции".
Д. В. Давыдов. "Партизан".
Ф. Н. Глинка. "Луна""Утро вечера мудренее""Москва".
А. С. Пушкин. "Жених". «Во глубине сибирских руд...». "Выст­рел""Барышня-крестьянка"
К. Ф.Рылеев. "Державин".
Е. А. Баратынский. "Родина".
Н.М.Языков. "Родина""Настоящее""Две картины "и др.
Ф. И. Тютчев. "Сон на море""Весна". «Как весел грохот летних бурь.,.».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». "Лес".
М. Ю.Лермонтов. "Воздушный корабль""Русалка"." Морская ца­ревна".
А. Н.Майков. «Боже мой! Вчера— ненастье...». "Сенокос""Емшан".
И. С.Тургенев. "Хорь и Калиныч".
Н. А. Некрасов. "Влас".
Ф. М.Достоевский. "Мальчик у Христа на елке".
Н.С.Лесков. "Человек на часах".
Л. Н.Толстой. "Хаджи-Мурат".
A. П. Чехов. "Беззащитное существо""Жалобная книга".
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. "Бакенщик""Растрепанный воробей".
B. К.Железников. "Чудак из шестого «Б». "Путешественник с
багажом""Хорошим людям — доброе утро".
A. А.Лиханов. "Последние холода".
B.  П. Астафьев. "Деревья растут для всех".
М.М.Пришвин. "Таинственный ящик""Синий лапоть""Лесная
капель".
В. П. Крапивин." Брат, которому семь""Звезды под дождем".
Из зарубежной литературы
Э. По. "Овальный портрет"
М.Твен.  "Приключения Гекльберри Финна""История с привидением"
О. Генри. "Вождь краснокожих"
А. Конан Дойл. "Горбун".
Г. Честертон. "Тайна отца Брауна".

вторник, 19 мая 2020 г.

Летнее чтение. 9 класс


Уважаемые родители и ученики 9-х классов!
Обращаем ваше внимание на то, что объём произведений, изучаемых в 9-ом классе, уже достаточно велик, поэтому желательно прочтение этих произведений с пометками (с карандашом)!!! Советуем сразу отмечать информацию, которая касается характеристики главных героев (внешность, черты характера, внутренний мир, речевые характеристики, отношения с другими персонажами, отношение автора к герою), и делать закладки.
Это поможет вам сэкономить время в течение учебного года.
 Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума».
·         Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери»
·         Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени».
·         Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души», «Шинель».
·         Александр Николаевич Островский «Свои люди – сочтёмся!», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица».
·         Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
·         Лев Николаевич Толстой «Юность», «Севастопольские рассказы».
·         Иван Алексеевич Бунин «Тёмные аллеи»
·         Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце», «Записки молодого врача», «Роковые яйца».
·         Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».
·         Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор».
·          В. Быков «Обелиск»
·         В. Закруткин «Матерь человеческая»
·         Б. Васильев «А зори здесь тихие»
·         В. Тендряков «Весенние перевертыши»
·         Г. Машкин «Синее море, белый пароход»
·         А. Алексин. Повести и рассказы.
P.S. Произведения, выделенные жирным шрифтом, изучаются в программе 9 класса, поэтому прочтение их обязательно! Остальные – для дополнительного чтения.




пятница, 17 апреля 2020 г.

Л.Н. Толстой "Война и мир". Образ Наташи Ростовой


«Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

      Вопросы и задания для исследовательской работы
      1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
      — Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
      — Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
      — В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
      — Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
      — Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
      — Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
      — Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
      — Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
      — Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
      2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
      — Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
      — Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
      — Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
      3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
      — Сравните поведение Сони и Наташи.
      — Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
      4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
      — Чем привлекла Наташа князя Андрея?
      — Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
      — Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
      5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
      — Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
      — Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
      6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
      — Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
      — Как меняется Наташа под влиянием Элен?
      7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
      — О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
      — Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
      8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
      — Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
      — Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
      — Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
      9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
      — Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?


пятница, 3 апреля 2020 г.

Готовимся к ЕГЭ. Задание 13_ЕГЭ-2020

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ и НИ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 
   
 (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов. 
 Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея. 
 Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи. 
 В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, произведённом на него сонатой, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ. 
 (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. 

Теоретический материал ЗДЕСЬ