понедельник, 26 ноября 2018 г.

Указательные слова в СПП

В сложноподчинённых предложениях могут быть указательные слова, которые находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение:
Он остался с темчтобы доказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).
Способ выражения указательных слов
РазрядПеречень словПримеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречияТот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.
 (К. Паустовский).
 Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречияВесь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев).
Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения.
 (В. Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречияНикто, ничто, нигде, никогда и др.Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа.
 (Н. Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречияКто-то, что-то, где-то, когда-то и др.По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениямиПри условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).
Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера. (А. Грин).

воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Готовимся к ОГЭ. Задание 15.3


Словарь толкования слов 


к заданию 15.3 можно скачать ЗДЕСЬ 

В словнике вы найдёте определения слов для написания сочинения-рассуждения 15.3

четверг, 15 ноября 2018 г.

Готовимся к ОГЭ Задание 15.3

Задание 15.3 Сочинение

Какие умения проверяет задание?
  • Адекватно понимать информацию из прочитанного текста;
  • понимать основную мысль прочитанного текста;
  • уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
  • уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;
  • уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
  • уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;
  • логически последовательно излагать свою точку зрения.
Обратимся к примерной формулировке задания.
Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Композиция сочинения-рассуждения
15.3 Композиция.JPG

суббота, 10 ноября 2018 г.

Готовимся к ОГЭ. Задание 11


Задание 11.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир. 
Решение: 

В предложении три основы:
1) Алиса могла войти;
2) сторож охранял;
3) дети не могли попасть.

Как работать с этим заданием

понедельник, 15 октября 2018 г.

Готовимся к ОГЭ. Задание 12

Пунк­ту­а­ци­он­ный анализ.

Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом и в сложноподчинённом пред­ло­же­ни­ях

1. Повторим теорию.

Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительнымисоюзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.
Чем отличается ССП от СПП и БСП?
В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.
Запомним все сочинительные союзы: 
и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
или (иль)
либо
то есть
а именно
ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же 
только

ССП.jpg

Рассмотрим схемы ССП и примеры

[ ], и [ ].   [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].[ ], да [ ].  [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы]. 
Ни [ ], ни [ ].  Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет]. 
[ ], или [ ].   [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит]. 
То [ ], то [ ].  То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев].
[ ], [... же... ].  [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.
[ ], [...тоже... ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] .
Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутривторого.

Алгоритм выполнения задания
1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

Сложноподчинённое предложение - это такое сложное предложение, части которого неравноправны по смыслу (от одной можно задать вопрос к другой) и соединяются подчинительной связью (подчинительными союзами или союзными словами) и интонационно.
1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.
Средства связи частей СПП

                 Союзные слова                                                  Подчинительные союзы
относительные        местоименные                       простые                 составные
местоимения              наречия                                      что                       оттого что
     что                             где                                              как                       как будто
     кто                           когда                                            когда                    потому что
   какой                          куда                                             чтобы                  так как
   каков                         откуда                                          пока                     так что
 который                     почему                                          будто                   с тех пор как
    чей                              как                                             словно                 в связи с тем что
 сколько                                                                            если                     лишь только
                                                                                          точно                  с тем чтобы
                                                                                          раз                       ввиду того что
                                                                                          едва                    вследствие того что
                                                                                         лишь
2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово.
Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения.
Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз  …   ),1 [  ].  
СПП.jpg