суббота, 10 ноября 2018 г.

Готовимся к ОГЭ. Задание 11


Задание 11.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир. 
Решение: 

В предложении три основы:
1) Алиса могла войти;
2) сторож охранял;
3) дети не могли попасть.

Как работать с этим заданием
 Выполняя задание, подчёркивайте все основы в предложении.
 Помните, что простое предложение может быть односоставным и двусоставным

 Простое предложение может быть осложнённым: 
Осложнено однородными членами
К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег
Осложнено вводными словами, междометиями
В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба.
Осложнено обращением
Вы откуда будете, молодые люди?
Осложнено обособленными:
определением
На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая.
приложением
Серебристая дымка предвестник жаркого  дня,  окутала  город.
обстоятельством
И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор.
Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках.
Дело подвигалось плохо, несмотря на все мои хлопоты.
дополнением
В столовой, кроме играющих, нет никого. 
уточняющим  членом  предложения
За логом, у болота, сонно журчал родник.
У болота - уточняющее обстоятельство.

Вспомните виды сложных предложений:


Бессоюзные сложные
Союзные
сложносочинённые
сложноподчинённые

Средство связи - интонация

Средство связи - сочинительные союзы
Средство связи - подчинительные союзы и союзные слова ( наречия, относит. местоимения)
Сыр   выпал —   с ним была плутовка такова. 
[  ] – [  ].
Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались.
[  ] ,  [  ].
В актовом зале горного техникума свободных мест не было:  народу набилось битком.
[  ] :  [  ].
Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды.
[  ] ; [  ].
Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами. 
[  ] , и [  ].
С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тёпел.
[  ] , но [  ].
Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное выражение.
[  ] , […же... ].
Пока офицеры завтракалитеплоход пришвартовался к деревянному причалу.
(Пока…), [  ].
Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух.
[  ],  (чтобы…).
Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал.[…, (какие…),  … ].
  
·         Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.
Сравните:
От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра – простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;
Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно – сложносочинённое предложение, 2 основы.
·         Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу.
Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали, мать также плакала.
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения можно спутать с бессоюзными сложными предложениями.
·         Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.
Например:
По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. (есть общий второстепенный член) – 2 основы
Звезды уже начали бледнеть и небо серелокогда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (есть общее придаточное предложение) – 3 основы
·         Нет запятой между придаточными в сложноподчинённом предложении с союзом И при наличии однородного подчинения.
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. – 3 основы
·         Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.
Например:
Он не зналпридёт ли завтра. – 2 основы
  


Комментариев нет:

Отправить комментарий