суббота, 21 апреля 2018 г.

Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Обращение

 Обращения и знаки препинания при них
Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании 17, выпускникам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении. В качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст.
Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии:
Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин).
Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования.
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.):
Ты очень занят, Павел? (Н. Островский);
Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.А. Некрасов).
Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. В этом случае ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!
Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А. С. Пушкин).
Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим).
Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:
1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.
2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.
Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Держи, товарищ, порох сухим.
Как недогадлива ты, няня!
Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми.
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).
Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения,то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава тебе Господи и т.д.
Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например:
Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)
Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давнодавно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).
Обращение, как уже отмечалось выше, возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).
Алгоритм выполнения задания
Убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам.
Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий