пятница, 15 сентября 2017 г.

Готовимся к ЕГЭ. Задание 19

Учимся выполнять одно из сложных заданий ЕГЭ по пунктуации!

1. алгоритм выполнения задания 19 ЕГЭ,
2. 4 примера алгоритма в действии,
3. ссылки на тренировочные упражнения.


АЛГОРИТМ выполнения задания 19 ЕГЭ:

Шаг 1. Найти все подчинительные союзы и союзные слова

Шаг 2. Установить границы придаточных частей.

Шаг 3. Найти союзы, стоящие рядом (сочинительный + подчинительный или подчинительный + подчинительный); проверить, есть ли после придаточной части одно из этих слов: ТО (ТЕМ), ТАК, НО.

  • если есть ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ;
  • если нет ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ
Шаг 4. Найти союз И, стоящий после цифры, и выяснить, что он соединяет.

Союз И может соединять следующие синтаксические конструкции: 
  • однородные члены (запятая перед И не ставится),
  • однородные придаточные (запятая перед И не ставится),
  • части ССП (запятая перед И ставится при отсутствии общего второстепенного члена).
Шаг 5. Расставляем запятые в предложении.

Шаг 6. Записываем ответ.



ПРИМЕР 1

Шаг 1. Найти все подчинительные союзы и союзные слова. 


У Га­ри­ка было очень важ­ное дело (1) но (2) если при­нять во внимание его лег­ко­мыс­лен­ный внеш­ний вид (3) то ка­за­лось (4) что приго­то­вил­ся он от­нюдь не к серьёзному ме­ро­при­я­тию.


Шаг 2. Установить границы придаточных частей.
     У Га­ри­ка было очень важ­ное дело (1) но (2) (если при­нять во внима­ние его лег­ко­мыс­лен­ный внеш­ний вид) (3) то ка­за­лось (4) (что при­го­то­вил­ся он от­нюдь не к серьёзному ме­ро­при­я­тию).


Шаг 3. Найти союзы, стоящие рядом (сочинительный + подчинительный или подчинительный + подчинительный); проверить, есть ли после придаточной части одно из этих слов: ТО (ТЕМ), ТАК, НО.

  • если есть ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ;
  • если нет ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ

    У Га­ри­ка было очень важ­ное дело (1) но (2) (если при­нять во вни­ма­ние его лег­ко­мыс­лен­ный внеш­ний вид) (3) то ка­за­лось (4) (что при­го­то­вил­ся он от­нюдь не к серьёзному ме­ро­при­я­тию).
  • В данном предложении после придаточного есть ТО, поэтому запятая (2) на стыке двух союзов не ставится.

Шаг 4. Найти союз И, стоящий после цифры, и выяснить, что он соединяет.

  • В данном предложении союза И нет.


Шаг 5. Расставляем запятые в предложении.

     У Га­ри­ка было очень важ­ное дело (1) но (2) (если при­нять во вни­ма­ние его лег­ко­мыс­лен­ный внеш­ний вид) (3) то ка­за­лось (4) (что при­го­то­вил­ся он от­нюдь не к серьёзному ме­ро­при­я­тию).

  • Запятую (1) ставим, т.к. перед союзом НО всегда ставится запятая.
  • Запятую (2) не ставим, т.к. здесь стык союзов НО и ЕСЛИ и после придаточного есть ТО.
  • Запятую (3) ставим, т.к. здесь заканчивается первая придаточная часть.
  • Запятую (4) ставим, т.к. здесь начинается вторая придаточная часть.

Шаг 6. Записываем ответ.

 134


ПРИМЕР 2

Шаг 1. Найти все подчинительные союзы и союзные слова.  

Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие (1) чтобы (2) когдана­сту­пит срок (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4) и даже ду­мать об этом не смог.


Шаг 2. Установить границы придаточных частей.

Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие(1)(чтобы (2)(когда на­сту­пит срок) (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4) и даже ду­мать об этом не смог.

  • Когда подчинительные союзы следуют один за другим, это значит, что одно придаточное находится в середине другого.
  • Чтобы выяснить, где заканчивается второе придаточное, надо определить, что соединяет союз И. Он соединяет однородные сказуемые: (никто) не смог бы побороть и думать не смог. Значит, второе придаточное заканчивается в конце предложения.

Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие (1)(чтобы(2)(когда на­сту­пит срок) (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4) и даже ду­мать об этом не смог).


Шаг 3. Найти союзы, стоящие рядом (сочинительный + подчинительный или подчинительный + подчинительный); проверить, есть ли после придаточной части одно из этих слов: ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • если есть ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ;
  • если нет ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ;
Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие (1)(чтобы(2)(когда на­сту­пит срок) (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4) и даже ду­мать об этом не смог).

В данном предложении после придаточного (когда на­сту­пит срок) нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО, поэтому запятая (2) ставится.



Шаг 4. Найти союз И, стоящий после цифры, и выяснить, что он соединяет.

Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие (1)(чтобы(2)(когда на­сту­пит срок) (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4)и даже ду­мать об этом не смог).

Союз И может соединять следующие синтаксические конструкции:
  • однородные члены (запятая перед И не ставится),
  • однородные придаточные (запятая перед И не ставится),
  • части ССП (запятая перед И ставится при отсутствии общего второстепенного члена).
В данном предложении союз И соединяет однородные члены, это мы выяснили, когда устанавливали границы второго придаточного (см. шаг 2). Поэтому запятая (4) не нужна.


Шаг 5. Расставляем запятые в предложении.

Пусть во все вре­ме­на на Руси рас­тут бо­га­ты­ри такие (1)(чтобы(2)(когда на­сту­пит срок) (3) никто и ни­ко­гда не смог бы по­бо­роть Рос­сию (4) и даже ду­мать об этом не смог).
  • Запятую (1) ставим, т.к. начинается придаточная часть.
  • Запятую (2) ставим, т.к. здесь стык союзов ЧТОБЫ и КОГДА и после придаточного нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • Запятую (3) ставим, т.к. здесь заканчивается придаточная часть.
  • Запятую (4) не ставим, т.к. союз И соединяет однородные члены.

Шаг 6. Записываем ответ.

123


ПРИМЕР 3


Шаг 1. Найти все подчинительные союзы и союзные слова.  

Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сей­час кос­нуть­ся веток си­ре­ни (5) с ку­стов по­сып­лет­ся роса.



Шаг 2. Установить границы придаточных частей.

Я знал (1) (что ночью прошёл дождь) (2) и (3) (что (4) (если сей­час кос­нуть­ся веток си­ре­ни) (5) с ку­стов по­сып­лет­ся роса).
  • Когда подчинительные союзы следуют один за другим, это значит, что одно придаточное находится в середине другого.

Шаг 3. Найти союзы, стоящие рядом (сочинительный + подчинительный или подчинительный + подчинительный); проверить, есть ли после придаточной части одно из этих слов: ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • если есть ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ;
  • если нет ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ

Я знал (1) (что ночью прошёл дождь) (2) и (3) (что (4) (если сей­час кос­нуть­ся веток си­ре­ни) (5) с ку­стов по­сып­лет­ся роса).
  • В данном предложении после придаточного (если сейчас коснуться веток сирени) нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО, поэтому запятая (4) ставится.


Шаг 4. Найти союз И, стоящий после цифры, и выяснить, что он соединяет.

Я знал (1) (что ночью прошёл дождь) (2) и (3) (что (4) (если сей­час кос­нуть­ся веток си­ре­ни) (5) с ку­стов по­сып­лет­ся роса).

Союз И может соединять следующие синтаксические конструкции:
  • однородные члены (запятая перед И не ставится),
  • однородные придаточные (запятая перед И не ставится),
  • части ССП (запятая перед И ставится при отсутствии общего второстепенного члена).
В данном предложении союз И соединяет однородные придаточные (что ночью прошёл дождьи (что с ку­стов по­сып­лет­ся роса). Поэтому запятые (2) и (3) не нужны.


Шаг 5. Расставляем запятые в предложении.

Я знал (1) (что ночью прошёл дождь) (2) и (3) (что (4) (если сей­час кос­нуть­ся веток си­ре­ни) (5) с ку­стов по­сып­лет­ся роса).
  • Запятая (1) ставится, т.к. начинается придаточная часть.
  • Запятые (2) и (3) не ставятся, т.к. союз И соединяет два однородных придаточных.
  • Запятая (4) ставится, т.к. здесь стык союзов ЧТОБЫ и КОГДА и после придаточного нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • Запятая (5) ставится, т.к. здесь заканчивается придаточная часть.

Шаг 6. Записываем ответ.

145


ПРИМЕР 4


Шаг 1. Найти все подчинительные союзы и союзные слова.  

У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние (1) и (2) когда мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу (3) он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё.


Шаг 2. Установить границы придаточных частей.

У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние (1) и (2) (когда мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу) (3) он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё.


Шаг 3. Найти союзы, стоящие рядом (сочинительный + подчинительный или подчинительный + подчинительный); проверить, есть ли после придаточной части одно из этих слов: ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • если есть ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ;
  • если нет ТО (ТЕМ), ТАК или НО после придаточного, то запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ;
У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние (1) и (2) (когда мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу) (3) он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё.

  • В данном предложении после придаточного (когда мы вместе читали одну и ту же книгу) нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО, поэтому запятая (3) ставится.

Шаг 4. Найти союз И, стоящий после цифры, и выяснить, что он соединяет.

[У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние] (1) и (2) (когда мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу) (3) [он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё].

Союз И может соединять следующие синтаксические конструкции:
  • однородные члены (запятая перед И не ставится),
  • однородные придаточные (запятая перед И не ставится),
  • части ССП (запятая перед И ставится при отсутствии общего второстепенного члена).
В данном предложении два союза И:
  • первый союз И соединяет части ССП  [У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние] и [он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё]. Это легко определить по количеству грамматических основ (придаточное для удобства исключаем из предложения). Поэтому запятая (1) нужна. 
  • второй союз И соединяет однородные сказуемые (он) пред­став­лял и до­бав­лял,поэтому запятая (4) не нужна. 


Шаг 5. Расставляем запятые в предложении.

[У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то воображение](1)и (2)(когда
мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу) (3) [он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё].
  • Запятая (1) ставится, т.к. союз И соединяет части ССП.
  • Запятая (2) ставится, т.к. здесь стык союзов И и КОГДА и после придаточного нет ТО (ТЕМ), ТАК, НО.
  • Запятая (3) ставится, т.к. здесь граница придаточной и главной частей.
  • Запятая (4) не ставится, т.к. здесь союз И соединяет однородные сказуемые.

Шаг 6. Записываем ответ.

123




Много вариантов задания 19 для тренировки:



Сайт Захарьиной Е.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий