
Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.Пример:
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
План подготовки
Мы очень упростим задачу, если не будем говорить о том, как надо определять части речи. Этот вопрос мы подробно "перетерли" в задании В2. Прежде, чем выполнить демонстрационный вариант задания, не помешает обозначить основные принципы анализа.
Принципы анализа текста
- В задании речь идет о связи двух соседних ПРЕДЛОЖЕНИЙ, А НЕ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Еще одно условие - чтобы во втором предложении не просто было слово (группа слов), соответствующее формулировке задания, а чтобы оно СВЯЗЫВАЛО ОБА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Обратите внимание на слово "предыдущий": нам надо искать предложение, смысл которого связан с предыдущим, то есть, которое ему НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРЕДШЕСТВУЕТ (а не расположено где-то еще в тексте). Иногда встречается формулировка задания, которая требует найти предложение, связанное с "предыдущимИ" предложениями. В этом случае связь должна прослеживаться сразу с несколькими предложениями.
- Речь идет не о связи событий в тексте, а о ЛЕКСИЧЕСКИ ВЫРАЖЕННОЙ СВЯЗИ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВ, СООТНЕСЕННЫХ ПО СМЫСЛУ. Проще говоря, во втором предложении должно быть конкретное слово или несколько слов, отражающих некий феномен, о котором речь шла в предыдущем предложении.
- НЕ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ ПОЛНОЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ ФОРМ СВЯЗАННЫХ СЛОВ в двух предложениях, поскольку форма связующего слова подчинена внутренней логике предложения, в котором оно находится. Например, личное местоимение из второго предложения может стоять не в том падеже, в котором стоит соотнесенное с ним существительное. Однако иногда связь по некоторым признакам должна прослеживаться (число местоимения, вид и время глагола).
Разбор примера
Дальше все становится настолько просто, что особо и комментировать нечего. Пары предложений 15-16, 16-17, 17-18 можно сразу снять с повестки дня, поскольку они вообще никак грамматически не связаны. Остается только пара 18-19. Личное местоимение "она" из предложения (19) соотнесено с фрагментом текста из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка"). Записываем в бланк ответа число "19".
К сожалению, задание не всегда бывает таким простым. Например, средством связи могут служить сразу несколько слов, принадлежащих к разным частям речи. Также в задании могут фигурировать такие термины, как "лексические синоинимы", которые уже относятся не к морфологии, а к лексике. Что касается частей речи, то здесь надо помнить о таком явлении, как их омонимия. То есть одно и то же слово может быть, например, союзом, наречием или частицей, в зависимости от контекста. Этот материал мы повторять не будем. Кто забыл - отправляйтесь повторять задание В2 ( части речи)
Средства связи предложений
Морфологические средства
Часто в задании требуется, чтобы связующее слово принадлежало не только к определенной части речи, но и к конкретному лексико-грамматическому разряду: указательное местоимение, наречие времени и т.д.
Лексические средства
Синтаксические средства
Приведенный перечень, разумеется не является полным, тем более, что могут быть сочетания разных средств связи. Также существуют стилистические, интонационные и графические средства связи, но о них вас в задании не спросят.
На что обратить внимание




Комментариев нет:
Отправить комментарий