суббота, 5 апреля 2014 г.

Готовимся к ЕГЭ. Задание В7

В английском языке есть такое выражение: easy money (легкие деньги). Так вот это как раз оно. Все, что потребуется для успешного выполнения задания В7, - это умение находить логическую связь между двумя предложениями, проецируя ее на связующее слово или группу слов. Если вы умеете находить в тексте слова нужной части речи, то все остальное - вопрос элементарной логики. При этом надо помнить, что, помимо морфологических, есть и другие средства связи предложений - прежде всего, лексические и синтаксические. Что это такое, и с чем это едят? Сейчас увидим...
Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.Пример:
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

 План подготовки


Мы очень упростим задачу, если не будем говорить о том, как надо определять части речи. Этот вопрос мы подробно "перетерли" в задании В2. Прежде, чем выполнить демонстрационный вариант задания, не помешает обозначить основные принципы анализа.

Принципы анализа текста

  1. В задании речь идет о связи двух соседних ПРЕДЛОЖЕНИЙ, А НЕ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  2. Еще одно условие - чтобы во втором предложении не просто было слово (группа слов), соответствующее формулировке задания, а чтобы оно СВЯЗЫВАЛО ОБА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  3. Обратите внимание на слово "предыдущий": нам надо искать предложение, смысл которого связан с предыдущим, то есть, которое ему НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРЕДШЕСТВУЕТ (а не расположено где-то еще в тексте). Иногда встречается формулировка задания, которая требует найти предложение, связанное с "предыдущимИ" предложениями. В этом случае связь должна прослеживаться сразу с несколькими предложениями.
  4. Речь идет не о связи событий в тексте, а о ЛЕКСИЧЕСКИ ВЫРАЖЕННОЙ СВЯЗИ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВ, СООТНЕСЕННЫХ ПО СМЫСЛУ. Проще говоря, во втором предложении должно быть конкретное слово или несколько слов, отражающих некий феномен, о котором речь шла в предыдущем предложении.
  5. НЕ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ ПОЛНОЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ ФОРМ СВЯЗАННЫХ СЛОВ в двух предложениях, поскольку форма связующего слова подчинена внутренней логике предложения, в котором оно находится. Например, личное местоимение из второго предложения может стоять не в том падеже, в котором стоит соотнесенное с ним существительное. Однако иногда связь по некоторым признакам должна прослеживаться (число местоимения, вид и время глагола).

Разбор примера

Дальше все становится настолько просто, что особо и комментировать нечего. Пары предложений 15-16, 16-17, 17-18  можно сразу снять с повестки дня, поскольку они вообще никак грамматически не связаны. Остается только пара 18-19. Личное местоимение "она" из предложения (19) соотнесено с фрагментом текста из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка"). Записываем в бланк ответа число "19".
К сожалению, задание не всегда бывает таким простым. Например, средством связи могут служить сразу несколько слов, принадлежащих к разным частям речи. Также в задании могут фигурировать такие термины, как "лексические синоинимы", которые уже относятся не к морфологии, а к лексике. Что касается частей речи, то здесь надо помнить о таком явлении, как их омонимия. То есть одно и то же слово может быть, например, союзом, наречием или частицей, в зависимости от контекста. Этот материал мы повторять не будем. Кто забыл - отправляйтесь  повторять задание В2 ( части речи)

Средства связи предложений

Морфологические средства
  • Местоимение (соответствие формы по числу). "Слон хорошо поел. Теперь он сладко спал".
  • Наречие времени или места. "Кот залез в шкафОттуда раздается смачное чавканье".
  • Глагол (соответствие форм по времени и виду). "Фонарь загорелся. Потом вдруг начал мигать".
  • Степени сравнения прилагательных и наречий (необязательно, чтобы в первом предложении было однокоренное слово). "Сначала они наклеили голубые обои, потом покрасили плинтуса в желтый цвет. Уродливее уже ничего нельзя было придумать".
  • Союз. "Он пол года не ходил в школу. Однако ЕГЭ сдал". (Однако - союз со значением но).
  • Вводные конструкции. "Мы весь день играли в "Злых птичек". Другими словами, хорошо провели время".
  • Частицы. "Прокурор снова затянул свою арию. Дескать, надлежит Евлампия упечь по 58-ой".
Часто в задании требуется, чтобы связующее слово принадлежало не только к определенной части речи, но и к конкретному лексико-грамматическому разряду: указательное местоимение, наречие времени и т.д.
Лексические средства
  • Повтор слов (=лексический повтор). "Слон поел. Слон спит".
  • (Контекстные) синонимы (синонимия проявляется только в определенных условиях, при этом одному слову может соответствовать несколько слов). "Умелый шулер то и дело передергивал карту. В итоге, ловкач вчистую разгромил соседа по купе".
  • (Контекстные) антонимы.
  • Однокоренные слова. "Микоян перед сном поел колбаски. Вскоре пожалел: съеденный сервелат начал митинговать и спать наотрез отказывался".
  • Слова из одного тематического ряда.
Синтаксические средства
  • Неполное предложение. "Слон поел. Теперь спит".
  • Вопросно-ответная форма (во втором предложении - ответ). "А что такое религия? Опиум для народа".
  • Синтаксический параллелизм. "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?"
  • Определенный порядок слов. Например, обратный: "Я еще раз повторяю, что в слове "режиссёр" два "с". А повторяю я это, чтобы вы, наконец-то, запомнили".
  • Парцелляция (фрагмент для пущей экспрессии выделен в отдельное предложение; он может быть частью цепочки перечисления или пояснять, о чем шла речь). "Старик был, как лунь, седой. Совсем белый."
Приведенный перечень, разумеется не является полным, тем более, что могут быть сочетания разных средств связи. Также существуют стилистические, интонационные и графические средства связи, но о них вас в задании не спросят.

 На что обратить внимание

 Если в задании требуется найти предложение, имеющее сразу несколько средств связи, то действуем последовательно: сначала ищем все предложения, связанные одним из этих средств, а затем проверяем, использованы ли остальные средства.
 Одни и те же слова иногда могут трактоваться как разные средства связи. Например: "В каменном веке людям приходилось самим охотиться. Тогда еще не было супермаркетов и холодильников". Здесь выделенные слова могут подойти к двум формулировкам задания: если требуется найти предложение, связанное с предыдущим с помощью наречия времени или контекстного синонима.
 Очень часто для связи предложений используются сочинительные союзы. В этом случае два предложения, при желании, можно объединить в одно. "Врач Хренов встал на час позже, чем собирался.Но все же успел к началу телемоста".
 При поиске нужного средства связи надо иметь ввиду, что оно не обязательно соотнесено с основным смысловым ядром предыдущего предложения (например с подлежащим или сказуемым). Чтобы убедиться, что средство связи найдено правильно, иногда бывает полезно убрать первое из двух предложений. Если смысл становится неясен, значит связь есть. Например, в приводившемся примере: "Уродливее уже ничего нельзя было придумать", - нельзя понять о чем речь, если не знаешь, что сказано в предыдущем предложении. Но такой способ проверки работает не всегда. Иногда второе предложение по смыслу совершенно самодостаточно. В этом случае надо проводить проверку на чисто формальном уровне♦

Комментариев нет:

Отправить комментарий