Повесть «Белые ночи» написана Фёдором Михайловичем
Достоевским осенью 1848 года и вскоре
была опубликована в журнале «Отечественные записки».
Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка.
Словосочетание «белые ночи» указывает место действия –
Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность
происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет
как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из
воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от
первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?
В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана
Сергеевича Тургенева «Цветок»:
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..
Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос.
Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф
перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя
задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего
творчества Достоевского.
Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты
исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые
литературоведы в образе главного героя узнают молодого
Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с
которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.
Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает
его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь
волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким
названием.
Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя
робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми
постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела
и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в
окружающем мире.
В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом
деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без
друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом
насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым
грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.
Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира
реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным
существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую
ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по
своему произволу».
Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика
обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и
даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому
человеку.
Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим
современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и
разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного
движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых
мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и
не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего
мироощущения.
Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал
образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя,
но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность
чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с
возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время
девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.
Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит
из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя
– «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение
главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных
мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста
и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье,
даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.
Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды.
Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого
утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его
сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже
благословляет ее.
Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в
произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом.
При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски
воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.
«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если
они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно
из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей
создает волшебную романтическую атмосферу повести.
Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших
произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история
мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных
подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров.
Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009
году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий