Анализ 1 главы
«Евгения Онегина»
Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся
поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные.
Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в
которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается
описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о
скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин –
«резкий, охлажденный ум.
Некоторые
критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не
согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом
Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1
главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника
описывает представителя петербуржского светского общества. И если
проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко
поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож
другой герой этой поэмы.
Первую главу
поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и
заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный
момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал
его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему
наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью
Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу,
чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует
домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин
характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как
опытного соблазнителя.
Во второй
части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.
Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер
Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в
театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп
жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.
Жизнь Онегина
полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла
в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.
Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление,
связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.
Балет не
заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы
переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает
комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин
щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней
французской моде.
Теперь Онегин
отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое
отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил
когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.
Под утро,
когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой
дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не
шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни
стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие
не затрагивает его душевных струн.
Наконец,
Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и
показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался
единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам.
Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни
потекли своей чередой.
Глава
заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной
любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим
героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить
Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий