Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности в повести В. Быкова “Сотников”
Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер, породили сложный комплекс проблем, в нравственно-философский смысл которых пытались проникнуть русские писатели. Отсюда центром внимания русской литературы становится исследование судьбы нации и личности в трагический период Великой Отечественной войны. К произведениям о войне можно отнести экзистенциальные повести В. Быкова "Сотников", "Карьер", повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка", онтологические повести В. Распутина "Живи и помни", А. Кондратьева "Сашка" и другие.
Суть художественной концепции В. Быкова в повести "Сотников" состоит в исследовании взаимоотношений человека и обстоятельств, связанных с ними проблем индивидуального нравственного выбора, самопознания и самоопределения человека на войне. С этой целью выбранный автором хронотоп пути неумолимо ведет героев к их последнему пристанищу в доме Демчихи и к той ситуации выбора, который они должны совершить.
Уже в экспозиции повести намечен контраст между героями повести Сотниковым и Рыбаком, который все более усиливается по мере развития сюжета. Так, Рыбака отличают физическая сила, хозяйственность, смелость, биологическое жизнелюбие (он думает о девушках, ему снится хлеб), в то время как Сотникова, наоборот, физическая слабость, равнодушие к себе, болезненность (не разжился полушубком, идет больной на задание). По-разному ведут они себя и в пути. Рыбак подбадривает Сотникова, делится с ним остатками хлеба, а все внимание Сотникова "сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп". Это противопоставление в описании героев рождает иллюзию большей приспособленности к войне Рыбака, нежели Сотникова. Но В. Быкову важно проверить внутреннюю сущность своих героев, их дух и нравственный потенциал, которые и обусловливают тот или иной нравственный выбор.
И здесь герои представляются нам совсем в ином свете. Рыбак - выходец из крестьянской семьи. Для него характерно нравственное чувство, чувство долга, но эти положительные начала существуют в нем лишь на чувственном уровне, то есть они не стали сутью его индивидуальной этики, а потому непрочны и стихийны. Соединяясь с его биологическим жизнелюбием, с желанием выжить любой ценой, они и предопределяют его потенциальную возможность к предательству.
Рыбак не способен совершить жизненный выбор, так как его сознание недостаточно развито для этого, он не может осмыслить духовный опыт и поведение других людей, с которыми его сталкивала жизнь.
Сотников - интеллигент, до войны окончивший учительский институт. И его принципиальное отличие от Рыбака заключается в том, что он обладает гораздо более развитым сознанием, а отсюда и более сильным духом, духовной стойкостью. Эта разница и проявляется в экстремальной ситуации выбора. Рыбак, полный желания выжить, надеется преодолеть обстоятельства и поэтому вступает на путь компромисса с немцами (хитрит на допросах, надеется сбежать). Сотников внешне смиряется с обстоятельствами, так как понимает невозможность их предотвращения. Но внутренне он пытается найти в себе духовные силы, чтобы противостоять этим обстоятельствам нравственно. Духовную силу для этого противостояния он находит, прежде всего, в осмыслении нравственной сути поступков людей, с которыми сводила его жизнь. Сотников осмысливает как события из личной жизни (сцена с револьвером), так и нравственную этику других людей (сцена побега из плена, допроса Полковникова). Таким образом, автор показывает, что сила Сотникова заключается в способности к самоанализу, к рефлексии, с помощью которых у героя формируется своя система нравственных ценностей.
Вне этих личностных качеств, как показывает писатель, невозможно духовное преодоление обстоятельств. Размышляя над проблемой героизма и предательства, В. Быков утверждает необходимость индивидуальной духовной культуры и нравственности как той опоры, без которой невозможно нравственное существование человека. Личность, лишенная этих начал (Рыбак), не способна различить границы между добром и злом, поэтому в итоге компромиссного поведения она незаметно для себя оказывается на территории зла. Поведение Сотникова, его способность к самопожертвованию ("Если что-либо и заботило его в жизни, то это его последняя обязанность по отношению к оказавшимся сейчас рядом") не являются исключительными, такой же выбор совершили и белорусские крестьяне: староста, мать троих детей Демчиха.
Таким образом, можно сказать, что В. Быков в своей повести поднимается до философского осмысления войны, его интересуют не столько внешние обстоятельства войны, сколько психологическое состояние человека, борьба добра и зла в его душе. В. Быков утверждает необходимость духовного и нравственного самостояния как единственный путь преодоления бесчеловечных обстоятельств войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий