ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Не убий!
Заповедь Христа
Среди множества произведений Достоевского («Бесы», «Братья Карамазовы»,
«Бедные люди», «Подросток», «Идиот» и другие) одним из первых является
«Преступление и наказание». В этом произведении раскрывается творческий мир
автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение
буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа
уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года
Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он
вкладывает все «сердце с кровью» и что эта книга — его исповедание. Он знал,
что «Преступление и наказание» окончательно утвердит его имя. С необыкновенной
силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который
стремится быть особенным. Заповедь Христа
Огромная трагическая
мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека»,
глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный
демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным
сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистических романов XIX
века. Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Рас-кольникова, — это
одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы
человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман «Преступление и наказание» был
задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский
сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие
рассуждения.
В 1859 году роман не был
начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский
написал «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из
подполья». Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и
героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе «Преступление и
наказание».
Темой романа стало
изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного.
Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень
многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к
гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная
ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и
гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство
и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух
идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда
нормы поведения.
Действие романа
происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой
город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной
любовью. Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов,
но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью
Петербурга в 60—70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала
расстраивался, разрастался за счет игорных домов, банкирских контор, заводов...
Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей
рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность
у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа. Именно
в «средних» слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения.
Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или
жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Марме-ладова в трактире
показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет
благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он
перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального
падения. На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью
психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления,
беспробудное пьянство, которое обесчелове-чивает мужчину, и проституцию,
которая обесчеловечивает женщину.
Все герои ищут выхода из
железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый,
глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова приходит на
помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища,
отдает последние деньги семье Мармеладовых. Мать и сестра души не чают в своем
Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный,
тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать
свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием.
Нашла выход и старуха
процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог живет на «жидовские»
проценты. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и
никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь? Именно эти
вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы
сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в
компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья. Он
хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, только
Достоевский глубже проникает'в душу преступника и за идеей заблуждений доброго
сердца — «убийства ради любви к людям», «власти ради добрых дел» — открывает
самую страшную и чудовищную идею — «идею Наполеона», идею власти рада власти,
разделяющей человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая»
и меньшинство — «властелины», призванные от рождения управлять большинством,
стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей
переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок.
Достоевский много думает
над «Преступлением и наказанием», и наконец в окончательной редакции идея
Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании
замысла «Преступления и наказания», в образе Раскольникова столкнулись две
противоположные идеи: идея любви к людям и идея1 презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека,
в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера
поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В
одной из черновых записей значится: «финал романа. Раскольников застрелиться
идет», но это был финал только для «идеи Наполеона». Писатель намечает финал и
для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: «Ведение Христа.
Прощение просит у народа». Но каков конец человека, соединившего в себе оба
противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не
примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь
один суд примет Раскольников — «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, идейный
смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению
Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщение его к
миру остальных людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий