ИДЕЙНАЯ БОРЬБА НА СТРАНИЦАХ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Роман Достоевского
«Преступление и наказание» — это произведение, посвященное тому, как долго и
трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению
истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое
преступление — убийство старухи процентщицы — он совершает под влиянием
созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как
своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить
верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния
преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом
философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только
в теории «сильной личности», а в социальных условиях жизни общества.
Преступление — сама
жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается
и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый
стоит перед необходимостью «переступить» нормы морали, по-своему «переступили»
их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.
Сложнейшая идейная
борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: «При
ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи
судеб, — весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи
столкнулись лбами». Теория «сильной личности», теория жизни дельцов и
карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явственно
прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье
через страдание, терпение, веру — вся эпоха со сложнейшей идейной борьбой,
страстными спорами о будущем своей страны нашла отражение в «Преступлении и
наказании». Носителями этих идей стали яркие, удивительно отточенные образы
Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. «Знамением времени»,
выражением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа
представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинской
среды, считал автор теорию «сильной личности». В первых двух частях книги
писатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная идея.
Особенно тонко написал Достоевский психологический портрет Раскольникова. Это
одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и
противоречива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив,
считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей
самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак,
сначала было Слово. Словом была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах
существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о
существовании различия между двумя разрядами людей — «обыкновенными» и
«необыкновенными». Первые — абсолютное большинство — материал, «служащий
единственно для зарождения себе подобных», люди, живущие в послушании. Вторые —
«собственно люди» — те, кто имеет дар или талант сказать «новое слово». Все они
в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве,
политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно
за этими людьми будущее, они «двигают мир и ведут к цели». Раскольников
считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на
преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам
задуматься над вопросом: а кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?» Жизнь
поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать «да» или отречься
от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и
рассказ о Соне.
За Словом идет Дело —
убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой «по плану», Раскольников убивает —
«случайно» — Лиза-вету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка — еще одна
едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и
умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству
— невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи
Роди, приговор она себе читала смертный.
В довершение ко всему
жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и
Свидригайловым. А по лужинской теории «людей можно резать», но и по теории
Раскольни-кова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды.
Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от
сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она
провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о «личном
интересе», который должен стать гарантией «всеобщего преуспеяния». Ненавистен и
гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права
презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть
самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — «хотел добра людям».
Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать,
сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью
обращается Раскольников к Соне, но «слабенькая» и «немудрая» Соня не понимает
его «высокой идеи», опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души
Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не
случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца,
которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее
утро. Вместо гроба — «облитая солнцем необозримая степь».
Достоевский не
показывает нравственного воскрешения Раско-льникова, потому что роман не о том.
Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком
может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому
жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергает идею,
теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жизни» и
идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно
было выработаться что-то совершенно другое». Таким образом, в эпилоге линия
событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными
дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной
личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной.
Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.
Почему же книга
Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца
современных читателей?
Скорее всего потому, что
мысли и идеи, заложенные Достоевским в «Преступлении и наказании», актуальны и
в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие
же вопросы, какие задавали себе герои «Преступления и наказания». Множество
людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли «по пути
наименьшего сопротивления», приняв за истину то, с чем легче всего жить, или
через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому
вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что
называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда
обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и
физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот
вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: «Красота спасет мир!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий