Игра-конкурс "РМ"

Сайт ""Русский медвежонок - языкознание для всех"

На этой странице размещается материал по подготовке к международному конкурсу "Русский медвежонок".  Материал представляет собой логически цельный курс подготовки к конкурсу, включающий в себя практику и теорию. Практика включает в себя избранные задачи прошлых лет и абсолютно уникальные задачи, аналогичные тем, которые могут быть на реальном конкурсе. Практическая часть позволяет ознакомиться с примерными формулировками заданий и их направленностью. Теория включает в себя деление задач РМ на типы и подробное изучение каждого типа задач. Это позволяет быть готовым к решению практически любого типа задач, которые могут быть на конкурсе. 
Конечно, теория - это более продуктивный модуль моего курса, нежели практика, так как благодаря идее сведению множества задач к нескольким типам она охватывает максимально широкий круг задач РМ, и для каждого типа предлагаются методы подготовки, а когда это возможно (очень редко!) даже алгоритмы решений. 
Но и практика для подготовки неоценима: благодаря решению избранных (по моему субъективному мнению!) задач, участник не только морально готовится к внешней форме конкурса (30 задач,5 вариантов и т. д.), но и неосознанно начинает понимать, какие задания свойственны Медвежонку. Что ожидать на конкурсе, а чего в нём точно не будет. Итак, если Вы хотите готовиться прямо сейчас, я предлагаю Вам свой курс интенсивной подготовки к "Русскому медвежонку"! 
Иными словами, я сегодня постараюсь ответить на вопрос:"Можно ли классифицировать все задания РМ на вполне конкретные категории задач и как это сделать?" Вопрос этот, кстати, не случайно всплыл у меня в голове и был выбран темой первого урока, а потому, что ежегодно на официальном форуме РМ встречаются участники, возмущённые тем, что вообще не ожидали увидеть те или иные задания на конкурсе, что конкретные образцы заданий должны быть в принципе не свойственны данному конкурсу, так как не относятся к русскому языку или не входят в курс школьной программы и так далее. Именно поэтому я и решил посвятить урок этой животрепещущей теме.

Как я уже сказал, официальный сайт содержит больше информации по форме конкурса, нежели по содержанию, но всё-таки одна и очень весомая фраза по тематике конкурса на нём присутствует. Итак, на сайте РМ читаем:

"будет предложен свой вариант ... заданий по русскому языку и лингвистике"


Одна эта фраза абсолютно чётко ограничивает круг задач, которые могут быть на конкурсе. Всё их множество можно разделить на две категории: "Русский язык" и "Лингвистика". Этотематический подход к классификации задач РМ, на следующих уроках мы рассмотрим иные. Сегодня давайте разберём подробнее этот.


1. Русский язык. К этой категории относятся задания по русскому языку. С учётом того, что такой предмет есть в школах (в отличии от лингвистики), всем понятно, что это такое. Но здесь всё-таки будет полезно выделить те два информационных базиса, на основе которых детям даются задания. Информационный базис -это в контексте моего курса тот спектр информации, знание которого необходимо для применения к решению задачи. Итак, в категории задач по русскому языку эти базисы - теоретическая база илексическое богатство. Поясню каждый из этих базисов.

   1. Теоретическая база - это совокупность правил современного русского языка.

В заданиях РМ с упором на теоретическую базу строго-настрого действует железное правило:
"В варианте даются задания только на те правила, которые дети должны знать в том классе, на который рассчитан вариант"

Рассмотрим типичное задание для которого нужно знание теоретической базы русского языка из РМ прошлых лет.


2000 г., 9-11 кл., 3 балла.
 Даны фразы:
1) Бессчётны образчики черезчур расчётливой бесвкусицы.
2) Бессчётны образщики чересчур расчётливой безвкусицы.
3) Бесчётны образчики черезчур рассчётливой бесвкусицы.
4) Бессчётны образчики чересчур расчётливой безвкусицы.
Выберите вариант, где нет орфографических ошибок:
(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д) все варианты содержат ошибки.

Это задание на орфографию, затрагивающее сразу несколько тем данного раздела языка в курсе школьной программы, которое, безусловно, по силам девятикласснику. Верный ответ, кстати, (Г), что можно проверить по орфографическому словарю.

   2. Лексическое богатство - это совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка.

Здесь нет такой чёткой "привязки" к курсу школьной программы по той простой причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек, который много читает, общается, интересуется познанием мира, то есть высокоразвит именно в культурном плане, соответственно будет обладать и более богатым лексиконом, что и является преимуществом для "взятия" заданий конкурса, поэтому в таких заданиях бессмысленно говорить "это мы не проходили", так как, повторюсь, богатство лексикона - дело индивидуальное и никакими школьными рамками строго не определено. Культурным быть не запретишь!

Рассмотрим типичное задание для данного базиса.

2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
 Что означает выражение ставить на вид? 
(А) помещать на витрину;  (Б) покупать акции телекомпании "ВИД";
(В) делать замечание, близкое к выговору;  (Г) отправлять на выставку; (Д) так не говорят.

Для ответа на данное задание нужно знать значение крылатого выражения ставить на вид, которое означает делать замечание, близкое к выговору. НО! И это одна из главных особенностей данного конкурса: даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать, исходя из здравого смысла. Попробуем сделать это для данного задания. Во-первых, смысл крылатого выражения вряд ли будет связан с конкретной компанией, поэтому вариант (Б) маловероятен. Вариант (А) возможен как смысл свободного словосочетания ставить на вид в разговорной речи, но в данном контексте оно не будет являться выражением - устойчивым сочетанием слов. Также маловероятен ответ (Д): вряд ли задание было придумано на пустом месте. Остаются варианты (В) и (Г), среди которых выбрать верный уже сложнее. Конечно, всегда проще знать как можно больше крылатых выражений, тогда совсем не будет проблем с верным выбором ответа (В).

Конечно, вышеописанные задания можно назвать "чистыми", то есть строго посвящёнными своему базису, но нередко на конкурсе представлены и комбинированные задания, включающие в себя сразу оба базиса или даже относящиеся к нескольким категориям. 

Рассмотрим пример:


2000 г., 9-11 кл., 4 балла.

 Как называется забор, сделанный из досок?
(А) досчатым;  (Б) досочным;  (В) досковым;  (Г) дощатым;  (Д) досщатым.

Это комбинированное задание на знание лексики и орфографии. Владение лексическим богатством русского языка позволяет "отмести" несуществующие слова, представленные в вариантах (Б) и (В), а дальше уже нужно выбрать орфографически верный вариант, причём следует отметить, что буквосочетание -сщ- несвойственно русскому языку, поэтому вариант (Д) тоже легко исключается, а вот среди оставшихся выбрать сложнее так как звук [ш'ш'] в русском языке может передаваться как буквой щ, так и буквосочетанием -сч-.Верный ответ здесь позволит установить только знание орфографически верного написания дощатый


Урок №2. Задачи на применение теоретической базы языка

Задания по русскому языку можно разделить на теоретические, требующие знания совокупности правил языка, то есть теоретической базы, илексические, для решения которых необходимо обладать богатым лексиконом.

Сегодня я предлагаю попрактиковаться на первом типе задач. О них нужно знать следующее:

  • теоретические задачи - это фактически самые простые задания в конкурсе (хотя формально они могут оцениваться и в 3, и в 4, и в 5 баллов), так как практически всё, что они требуют, - это знание правил русского языка;
  • теоретические задачи, особенно в чистом виде,встречаются в конкурсе крайне редко, чаще встречаются их комбинаторные варианты, которые требуют и знания правил, и наличие богатого лексикона;
  • если Вы испытываете трудности при решении данного типа задач, то Вам ничего более нельзя посоветовать, кроме изучения и повторения правил русского языка.
Итак, для сегодняшнего практикума я постарался подобрать, как можно более "чистые" теоретические задачи по материалам конкурса РМ-2011, чтобы Вы отрепетировали именно теоретическую базу русского языка, но по традиции начнём с демонстрационного решения одной из не самых простых задач.

Пример задачи. РМ-2011, 6-7 кл., 5 баллов

Джон изучает русский язык. Однажды преподаватель дал ему список музыкальных инструментов: арфа, балалайка, барабан, гусли, саксофон, скрипка, труба — и попросил найти в словаре все слова, которыми можно назвать музыкантов-мужчин, играющих на этих инструментах. Джон верно выполнил задание. Сколько разных суффиксов оказалось в выписанных им словах?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

Решение
Это комбинаторная задача, так как для неё ещё важно правильно образовать нужные слова. Но с этим у русскоговорящего человека проблем возникнуть не должно. Получается следующий список:
арфа - арфист;
балалайка - балалаечник;
барабан - барабанщик;
гусли - гусляр;
саксофон - саксофонист;
скрипка - скрипач;
труба - трубач. 
А вот верно выделить и посчитать в них суффиксы, судя по одной из историй на официальном форуме конкурса, о которой я даже писал отдельный пост, получилось не у всех. Камнем преткновения стал балалаечник, в котором можно ошибочно выделить два суффикса -еч-  и -ник-. На самом же деле в слове балалаечник один суффикс -ник и корень балалаеч-. Вдумайтесь: в слове балалайкакорень балалайк-, а при образовании слова балалаечник звук йсохраняется, но добавляется беглая гласная е, а звук к чередуется с ч: балала[йэ]чник. То же самое, например, в паре слов: шишка - шишечка. Тут корень шишк- трансформируется в шишеч-.
А теперь собственно сам практикум.

РМ-2011. Теоретическая база
2-3 кл.
17. Какое слово в середине
предложения пишется с маленькой буквы?
(А) Россиянин; (Б) Александр; (В) Сергеевич; (Г) Новгород;
(Д) все
перечисленные слова всегда пишутся с большой буквы.
18. Если названия месяцев записать по алфавиту, то первый месяц
года, январь, окажется в этом списке последним, двенадцатым. А
какой по счёту месяц окажется в этом алфавитном списке первым?
(А) четвёртый; (Б) седьмой; (В) восьмой;
(Г) девятый; (Д) двенадцатый.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Мануэла изучает русский язык и уже неплохо говорит по-русски,
но вместо звуков [л] и [л’] произносит одинаковый средний звук. Она
прочитала пары слов:
1) лук — люк, 2) угол — уголь, 3) выл — вил.
В каких парах слова звучали одинаково?
(А) в 1 и 2; (Б) в 1 и 3; (В) в 2 и 3; (Г) только в 1; (Д) только в 2.
4-5 кл.
8. Джон захотел открыть русский рыбный ресторан под названием
«Ч...деса в реш...те», но засомневался, как правильно написать.
Помогите ему правильно вставить буквы:
(А) у, ы; (Б) ю, е; (В) ю, и; (Г) у, э; (Д) у, е.
9. В каком падеже формы местоимений он, она, оно, они всегда
начинаются с согласного н?
(А) в родительном; (Б) в дательном; (В) в винительном;
(Г) в творительном; (Д) в предложном.
14. В фильме «Приключения Буратино» лиса Алиса и кот Базилио поют:
«Не прячьте ваши __________ по банкам и углам». Как правильно
пишется пропущенное слово?
(А) денешки; (Б) денюшки; (В) денижки;
(Г) денюжки; (Д) денежки.
23. Сколько разных пар по твёрдости — мягкости образуют согласные
звуки в скороговорке Сеня вёз сена воз?
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
6-7 кл.
10. — Я знаю англи_кий, францу_кий и неме_кий языки, — сказал старик
Хоттабыч. — А вы, о знающие русский, заполните пропуски в этом предло-
жении!
(А) с, с, тс; (Б) йс, з, ц; (В) йс, зс, ц; (Г) с, з, ц; (Д) с, зс, тц.
21. Для какого примера невозможно слитное написание:
1) (во)все, 2) (со)всем, 3) (на)весь, 4) (во)всю?
(А) только для 1; (Б) только для 2; (В) только для 3; (Г) только для 4;
(Д) для всех примеров возможно как раздельное, так и слитное написание.



26. Я был ра…троган до слёз ра…казом про то, как семья белых медведей

искала себе новое жильё, потому что их любимая льдина ра…таяла. Что

надо поставить вместо многоточий?

(А) сс, с, сс; (Б) с, сс, с; (В) с, сс, сс; (Г) сс, сс, с; (Д) сс, сс, сс. 26. Я был ра…троган до слёз ра…казом про то, как семья белых медведей

искала себе новое жильё, потому что их любимая льдина ра…таяла. Что

надо поставить вместо многоточий?

(А) сс, с, сс; (Б) с, сс, с; (В) с, сс, сс; (Г) сс, сс, с; (Д) сс, сс, сс.

8-9 кл.
6. Корабли шли … курсами.
(А) парралельными; (Б) паралельными; (В) параллейными;
(Г) паралейными; (Д) параллельными.
8. Анализируя текст, Маша записала: В тексте встретилось шесть при-
лагательных, три наречия, ... , а дальше задумалась, как же правильно
написать. Помогите выбрать правильный вариант:
(А) два количественного числительного;
(Б) два количественные числительные;
(В) два количественных числительных;
(Г) двое количественные числительные;
(Д) двое количественных числительных.
16. Помогите Вове написать объяснительную записку директору школы:
Окно само разбилось, я тут …
(А) нипричём; (Б) непричём; (В) не причём;
(Г) ни при чём; (Д) ни причём.
17. Какое из данных ниже слов имеет окончание?
(А) паче; (Б) иначе; (В) вече; (Г) далече; (Д) нынче.
 23. У корня глагола ходить (-ход-) есть вариант -хаж- (расхаживать), сов-
падающий с исходным только одной буквой. У какого из перечисленных
ниже глаголов корень имеет вариант, ни одной буквой не совпадающий с
исходным?
(А) вертеть; (Б) искать; (В) слать;
(Г) чтить; (Д) такого глагола нет.
24. Штефан начал изучать русский язык. Он уже многое произносит пра-
вильно, но в начале слов вместо глухих согласных произносит парные им
звонкие. Штефан прочитал пять слов: сад, суп, шутка, шить, порт. Сколь-
ко раз у него получились другие слова русского языка?
(А) один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять
10-11 кл.
6. Одно из стихотворений О. Э. Мандельштама называется «Веницейская жизнь». А как
оно должно было бы называться в соответствии с современными языковыми нормами?
(А) Венетийская жизнь; (Б) Веницианская жизнь;
(В) Венецианская жизнь; (Г) Винецианская жизнь; (Д) Венецейская жизнь.
15. Человек человеку волк, а кенгуру кенгуру кенгуру. Слова в каких падежах
встречаются в этой фразе?
(А) Два раза в именительном, два раза в винительном и два раза в дательном.
(Б) Четыре раза в именительном, один раз в винительном и один раз в дательном.
(В) Четыре раза в именительном, один раз в родительном и один раз в дательном.
(Г) Четыре раза в именительном и два раза в дательном.
(Д) Пять раз в именительном и один раз в дательном.
26. Разыскивая тайник, он обошёл вдоль и поперёк дорожки парка, заметив за-
брошенную часовню, обошёл её вокруг и, отыскав между кустами жимолости ход
внутрь, остановился рядом.
Сколько предлогов в данной выше фразе?
(А) один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) не меньше пяти.

Задачи, выделенные жёлтым цветом, - комбинаторные, остальные - почти или полностью чисто теоретические.

Если нужно помочь с какой-то задачей, пишем комментарии!
До встречи!

Урок №3. Лексическое богатство русского языка


Итак, лексическое богатство, как я уже писал ранее, - это в самом общем смысле совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка. То есть для решения задач РМ, нужно как можно в более полной мере обладать этим самым лексическим богатством родного языка, проще говоря,знать слова, фразеологизмы, пословицы и их значение и уместное употребление в речи.
 Если говорить конкретнее, то можно выделить три группы понятий, которые я сюда отношу:

  • лексические единицы языка - слова и фразеологизмы;
  • некоторые малые жанры фольклора - пословицы, поговорки, афоризмы.
  • традиции культуры языка - определённые связи словв словосочетаниях (особенно управление), верное оперирование служебными словами (чаще ошибки допускаются при обращении с предлогами).
О первых двух пунктах мы уже много говорили и ничего непонятного в них нет, благо понятия "слово", "фразеологизм", "пословица" и тому подобные входят в курс школьной программы. А вот о том, что такое культура языка и её традиции, можно услышать редко.Пожалуй, об этом стоит написать отдельный пост-урок, на данном этапе Вам вполне хватит того краткого комментария, что дан мною сейчас.



Теперь повторю, главные принципы заданий на лексическое богатство: в данном роде задач



  •  нет чёткой "привязки" к курсу школьной программы по той причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек должен обладать богатым лексиконом и знанием культуры родной речи; 
  • часто, даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать, исходя из здравого смысла, но по-хорошему значение того или иного слова, фразеологизма надо просто знать

Но с одной стороны легко сказать "надо знать", а с другой- способов мгновенного увеличения объёма своего лексикона не существует, ведь это не иностранный язык, здесь список слов, которые нужно знать, не может быть так просто определён, ведь элементарные слова (мама, хлеб, город) знают все, а с теми, которые "должен знать любой образованный человек", всё у всех индивидуально. Несмотря на это я хочу выделить более конкретные советы, которые помогут нам подняться в знании родной речи с уровня Эллочки-людоедки:)

Как пополнить свой лексикон?


  1. Читайте! Вообще, не только относительно к РМ и пополнению своего лексикона, в этой жизни весьма полезно читать. Мы не будем долго останавливаться на других "полезностях" чтения, это тема отдельной дискуссии, в нашем случае чтение "способно" абсолютно незаметно увеличивать словарный запас, причём черпая слова из реальных текстов, а не, например, из словарей (помню, именно так я учил фразеологизмы!), мы сразу сталкиваемся с конкретными речевыми ситуациями уместного употребления того или иного слова или выражения. Полезно читать не только художественную, но и научно-популярную и публицистическую литературу. Читайте на здоровье!
  2. Интересуйтесь миром, в котором Вы живёте! Этот совет может показаться банальным, но из личного опыта общения со сверстниками и просто школьниками могу сказать, что многие не знают или не могут объяснить не только уходящие из жизни "книжные" слова, но и многие актуальные для современного общества слова.
  3. Не ищите только знакомые буквы! Сталкиваясь с непонятным словом или выражением при чтении или в устной речи других людей, не пропускайте его мимо своего внимания. Удивительно, но так действуют очень многие люди! Не поленитесь и обязательно узнайте его значения в словаре!
  4. Выбирайте оптимальный для Вас способ восприятия информации! Если у Вас страдает орфография старайтесь больше читать, а если орфоэпия - больше слушать в аудиоформате. Ведь так Вы не только узнаёте новые слова, но и подключаете зрительную или слуховую память соответственно, что способствует ещё и запоминанию правописания или верного произношения слова. Здесь следует добавить, что ни на телевидение, ни на большинство сайтов в Интернете равняться в плане грамотности нельзя. Как правило, профессиональное чтение текста можно встретить только на специализированных сайтах или на дисках. Дикторов сегодня, к сожалению, нет, остались только "ведущие новостей":
А теперь проверьте себя прямо сейчас! Ниже я составил два списка: один из "книжных", другой из "современных" (всё в кавычках, ибо названия групп условны) слов. 

Какие из этих слов, вы можете объяснить прямо сейчас? Обязательно узнайте, хотя бы по Википедии, а лучше по авторитетному толковому словарю, что означает каждое слово. Это нужно знать современному культурному человеку!

 Можете ли Вы сейчас сформулировать, что означают слова:

нива, трапеза, острастка, межа, агнец, страда, очи, чаща, перст, пуща, картечь, невежа, жатва, невежда, бор, деспотия, вечор, эпистолярно, фронтон;


эскалатор, девальвация, апостериори, легитимно, инкогнито, де-юре, кворум, тривиальность, радикальный, сарказм, глобализация, инфляция.


Повторюсь, эти списки  случайные наборы слов условны, возможны перегибы в сторону какой-либо сферы, но в любом случае перед Вами представлены одни из самых элементарных слов, которые полезно знать культурному человеку, потрудитесь найти их значения, некоторые из них были в прошлых заданиях РМ, остальные добавлены от меня.


Урок №4. Практикум по задачам на лексическое богатство языка




 2011 г., 8-9 кл., 4 балла.

 13. Чтобы лучше узнать мнение о себе своих подданных, Генрих IV часто пу-
тешествовал …
(А) анонимно; (Б) псевдонимно; (В) безымянно;
(Г) инкогнито; (Д) маскарадно.

Решение. Анализируя варианты, легко понять, что подразумевается манера Генриха IV путешествовать тайно, не разглашая своего имени. 

Далее применим метод исключения 



  • Вариант (Д), конечно, не подходит, потому что, если бы император и одевал бы для сокрытия своей личности маску, что само по себе трудно представить реальностью, то это нельзя было бы выразить словосочетанием путешествовал маскарадно, так же, как нельзя сказать путешествовал празднично; такие слова обладают иной сочетаемостью, можно, например, сказать, одеться, выглядеть маскарадно, празднично, но не путешествовать. Безотносительно к задаче: данное слово хоть и в очень малом числе словарей, но зафиксировано.
  • Вариант (А) не подходит, так как анонимными принято называть письма, звонки и иные формы обращения к кому-либо без называния своего имени, так чтоанонимно можно звонить, писать, жаловаться, поздравлять или просто обращаться к кому-либо, но не путешествовать.
  • В варианте (Б) представлено несуществующее слово, но даже если не знать об этом, то можно учесть тот факт, что псевдонимы обычно берут творческие личности, причём часто это связано с их биографией или творческой деятельностью, а не с каким-то расчётом, а правителям брать псевдонимы вовсе несвойственно.
  • У слова из варианта (В) ещё меньший спектр сочетаемости, безымянным мы, пожалуй, сегодня называем только палец.
В итоге остаётся ответ (Г) инкогнито. Это заимствование также означает тайно, без называния имени. Вспомните хотя бы "Ревизор" Н. В. Гоголя. 

Ну а дальше сами!

РМ-2011. Лексическое богатство.

2-3 классы
1. Переходя через улицу, городские жители часто видят …
(А) пчелу; (Б) осу; (В) тигра; (Г) зебру; (Д) лося.
 2. Джон угостил Петю яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!
 8. Мама купила яблоки, сливы, клубнику и чернику. Какого варенья
она не могла сварить из этих фруктов и ягод?
(А) яблочного; (Б) сливочного; (В) клубничного;
(Г) черничного; (Д) она могла сварить все эти варенья.
9. Какое из приведённых слов может обозначать не только музы-
кальный инструмент?
(А) флейта; (Б) гусли; (В) тромбон; (Г) труба; (Д) пианино.
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок;
(Д) идти могут и автобус, и платье, и снег, и урок. 13. Самолёт — пилот, поезд — машинист, карета — ?
(А) кучер; (Б) каретник; (В) водитель; (Г) лакей; (Д) вожатый.
19. Герой сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник Изумрудно-
го города» Страшила больше всего на свете мечтал, чтобы у него
был _________ ум. Он пришёл за помощью к волшебнику Гудвину,
и тот наполнил голову Страшилы иголками и булавками. Какое сло-
во мы пропустили?
(А) гибкий; (Б) глубокий; (В) живой; (Г) острый; (Д) светлый.

4-5 кл.
18. В выражении широкая дорога слово дорога можно заменить словом
путь: широкий путь. В четырёх данных ниже выражениях слово дорога
тоже можно легко заменить словом путь, а в одном такая замена
выглядит необычно. В каком?
(А) дальняя дорога; (Б) долгая дорога; (В) железная дорога;
(Г) прямая дорога; (Д) трудная дорога

6-7 кл.
3. Какое из слов: золотой, серебряный, медный, стеклянный — может быть
нарицательным существительным?
(А) золотой; (Б) серебряный; (В) медный; (Г) стеклянный; (Д) никакое.
6. Что нельзя закатить?
(А) телегу; (Б) мяч; (В) рукава; (Г) глаза; (Д) скандал.

11. В какой из фраз (А)–(Г) слово походил употреблено неправильно?
(А) Щенок походил на медвежонка, и его назвали Умкой.
(Б) Коля походил по комнате и успокоился.
(В) Гроссмейстер походил пешкой на два поля вперёд.
(Г) Вася походил немного в бассейн и бросил.
(Д) Во всех фразах (А)–(Г) слово походил употреблено правильно.
16. В каком выражении обычно не заменяют глагол глядеть глаголом смот-
реть?
(А) глядеть не на что; (Б) на ночь глядя; (В) глядеть сквозь пальцы;
(Г) глядеть правде в глаза; (Д) гляди в оба.
17. Какая рыба дала название одному из свойств человеческого характера?
(А) щука; (Б) ёрш; (В) сом; (Г) линь; (Д) акула.

24. В русском языке многие неопределённые формы глаголов (инфинитивы)
устроены так, что если их написать без мягкого знака, то получится форма
ед. или мн.ч. 3-го лица того же глагола. В каком случае, убрав мягкий знак,
мы получим форму другого глагола?
(А) садиться; (Б) вернуться; (В) наесться; (Г) бояться; (Д) решаться.
 28. В одной газете читаем:
 «Девяносто два года — возраст солидный. Но, глядя на Мухтара Юсу-
повича Юсупова, ни за что не скажешь, что он разменял сотый деся-
ток. Держится просто молодцом, на лице улыбка».
А как надо было написать?
(А) разменял девяностый десяток; (Б) разменял девятый десяток;
(В) разменял десятый десяток; (Г) разменял девять десятков;
(Д) разменял десять десятков.

8-9 кл.
1. Как нельзя продолжить фразу: Стоять … ?
(А) на руках; (Б) на голове; (В) на своём;
(Г) на чём свет; (Д) на часах.
 3. В каком предложении прилагательное убедительный употреблено не
совсем в том значении, что в остальных?
(А) Школьник привёл убедительный пример.
(Б) Версия следователя достаточно убедительна.
(В) Убедительная просьба в верхней одежде не входить.
(Г) Последний довод оказался самым убедительным.
(Д) Ну как, моя речь была убедительна? 5. Какое из этих слов не употребляется как вводное?
(А) напротив; (Б) право; (В) прямо; (Г) наоборот; (Д) далее.

10-11 кл.
1. Какие из этих слов обозначают человека:
1) намордник, 2) наследник, 3) подзатыльник, 4) подкаблучник, 5) подлокотник?
(А) только 2; (Б) 1 и 2; (В) 2 и 4; (Г) 3 и 5; (Д) никакие.
17. К четырём из данных ниже слов можно добавить в начале один и тот же слог и получить
новое слово с близким значением. Найдите пятое, с которым так сделать не получится.
(А) хвалиться; (Б) хвастаться; (В) бахнуть; (Г) рельеф; (Д) лясы.
18. Сын-студент пишет отцу домой:
Деньги _____ — _____ деньги.
Что мы дважды пропустили в этом анекдоте?
(А) пошли; (Б) прошли; (В) вышли; (Г) нашли; (Д) ушли.
27. ¬поведь. Сколько разных приставок можно подставить на место знака ¬?
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.

Вопросы, замечания и предложения с удовольствием принимаются в комментариях.


Урок №5. Что такое культура речи?

В широком смысле, культура речи включает и знание правил русского языка, и знание лексических значений слов, но обо всём этом мы уже говорили на прошлых уроках, поэтому сегодня мы поговорим о тех моментах правильности речи, которые не укладываются ни в рамки правил, ни в рамки значений слов, но являются обязательными нормами языка. Если на многие "почему? о русском языке, можно ответить, опираясь на строго определённые правила, то на эти можно сказать только "А кто ж его знает, почему это так?". Конечно, можно и для данных случаев сформулировать правила (ведь их создают люди с учётом необходимости в закреплении той или иной нормы!), но для культурного русскоговорящего человека такие моменты являются сами собой разумеющимися и обусловленными историческим складом языка, поэтому нет большой надобности лишний раз всё подряд формально фиксировать. Очевидно, что "привязки" к школьной программе здесь быть не может.



Итак, ещё раз: культура речи - это, в узком смысле, совокупность норм русского языка, имеющих историческую обусловленность и необходимых для грамотного владения речью.

Если Вы всё-таки заинтересованы в широком смысле, предлагаемом словарями и энциклопедиями,  можете заглянуть, например, в "Большую советскую..." или даже в Википедию.


К культуре речи относится, например, определённые связи слов в словосочетаниях (особенно управление), верное оперирование служебными словами (чаще ошибки допускаются при обращении с предлогами), можно перечислить и другие тонкости, но для данной категории, думаю, целесообразнее перейти сразу к задачам. Сегодня мы полностью разберём сразу пять задач прошлого года разных классов. Советую перед чтением решения выбирать ответ.
2-3 классы
2. Джон угостил Петю яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!

Решение. "Будь здоров!" - говорят, когда человек чихает; "Здравия желаю!" - говорят военные, здороваясь со старшим по званию. "Твоё здоровье" - известный тост. А в ответ на "Спасибо!" говорят "Пожалуйста!" или "На здоровье!". Несмотря на то, что по смыслу все реплики синонимичные,  за каждой из них закрепилась волне конкретная речевая сфера использования.
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок; (Д) идти могут и автобус, и платье, и снег, и урок.
Решение. Несмотря на то что сначала кажется, что идти может только человек или животное (пытаюсь рассуждать, как второклассник!), глядя на варианты, легко вспомнить, что когда автобус едет, мы нередко говорим, что он идёт. Платье идёт, когда оно подходит по цвету, размеру и иным параметрам конкретной девушке. Когда зимой начинаются снегопады, то, взглянув в окно, мы можем сказать, что идёт снег. А в школе, помимо перемен, идут уроки. Как много оказывается значений у простого глагола, изначально обозначавшего только процесс хождения живого организма,при ближайшем рассмотрении.

4-5 кл.
18. В выражении широкая дорога слово дорога можно заменить словом
путь: широкий путь. В четырёх данных ниже выражениях слово дорога
тоже можно легко заменить словом путь, а в одном такая замена
выглядит необычно. В каком?
(А) дальняя дорога; (Б) долгая дорога; (В) железная дорога;
(Г) прямая дорога; (Д) трудная дорога

Решение. Заменив в каждом словосочетании слово дорога словом путь, мы почувствуем, что слух противится воспринимать словосочетание "железный путь". Причём объяснить почему сложно. Просто так исторически сложилось. Хотя причины выделить можно, для решения задачи это не нужно. Дети, решившие эту задачу, скорее всего просто также выполнили последовательную замену и выбрали самое неестественое словосочетание из получившихся.  Те же, кто не решил, должны просто привыкнуть к тому, что почему-то люди никогда не называют железную дорогу железным путём. Такова традиция культуры речи.
6-7 кл.
6. Что нельзя закатить?
(А) телегу; (Б) мяч; (В) рукава; (Г) глаза; (Д) скандал.

Решение. Задача аналогична той, что разобрана выше для второклассников о глаголе идёт. Телегу закатить "проще всего", у неё есть колёса. Также можно закатить и мяч, например, под кровать. Когда зрачки глаз поднимаются к векам, говорят, что человек закатил глаза. А если сделаете неудачный комплимент своей подружке, то она может закатить скандал. А вот рукава можно только засучить, а не закатить. Так уж в языке сложилось.
28. В одной газете читаем:
 «Девяносто два года — возраст солидный. Но, глядя на Мухтара Юсу-
повича Юсупова, ни за что не скажешь, что он разменял сотый деся-
ток. Держится просто молодцом, на лице улыбка».
А как надо было написать?
(А) разменял девяностый десяток; (Б) разменял девятый десяток;
(В) разменял десятый десяток; (Г) разменял девять десятков;
(Д) разменял десять десятков.

Решение. Здесь также нужно знать, как говорят в  такой ситуации. Я раньше и сам путался в таких случаях, поэтому хочу провести аналогию, которую я придумал и которая помогает запомнить суть данного выражения. Представьте, что Вы пришли в магазин и у Вас есть сто (двадцать, тридцать, сорок...) рублей, Вы покупаете что-то дешевле, чем за десять рублей, в  итоге у Вас остаётся девять (один, два, три) десятков рублей, а десятый (второй, третий,четвёртый) Вы разменяли. Так и человек, которому девяносто с лишним лет, разменял десятый десяток, которому двадцать с лишним - третий десяток, тридцать с лишним - четвёртый.
Если Вам близка математика, могу предложить такую формулу для запоминания:
Человек, которому Х десятков лет (с лишним) разменял Х+1 десяток.

Век живи-век учись родному языку! Удачи!

Теория Медвежонка-4

 Но более сложными в этом типе являются задачи с предложениями-омонимами. Это предложения, смысл которых можно интерпретировать более чем одним способом. Это достигается за счёт следующих вещей.
1. Наличие в предложении омонимов, чаще всего омоформов.
2. Неопределённость синтаксических связей.
С первым всё понятно. Например в одном из заданий прошлых лет для началки было представлено такое предложение-омоним: "Расти большой". Это пожелание можно адресовать и девочке и мальчику, так как слово большой - омоформ, неясно имеется в виду начальная форма прилагательного мужского рода или творительный падеж - женского.
Второй момент посложнее: неясность синтаксических связей порождает большой спектр предложенй-омонимов, и здеь нужно просто уметь чувствовать всю многогранность русского языка и её использовать. Я понимаю, что всё это для большинства подростков разлюли-малина, и они ждут советов попрактичней, но здесь таковых действительно мало. Читая предложение, определяйте синтаксические связи, пытайтесь расставить их иначе, то есть заадавать к дномсу и тому же члену предложения разные вопросы от разных членов. Если у Вс мелькнёт подозрение в двоякостит того или иного предложения, не упустите момент, пока ощущение пришло. Выбирайте член, который по-вашему можно "услышать" по-разному и опрееделяйте, от че5го к нему можно задать вопрос. Подробнее мы разберём вышесказанное в примере решения задачи в этом посте. А пока подведём итоги.
Омонимический тип задач включает задачи со словами-омонимами и предложениями-омонимами. Слова-омониы делятся на сами омонимы, омографы, омоформы и омофоны. Самое широкое и многообазное понятие - омоформы. Каждый тип - достаточно широкий спектр лексики, и требует самостоятельного изучения. Предложения-омонимы существуют, в осносном, по двум вышеуказанным причинам. Решение таких задач способтвует развитию речи, "чувства языка". Существуют также не упомянуиые выше омонимичные начальные части сложных слов. с ними всё просто. Допустим, авто- имеет значение "само" и значение "относящийся к автомобилям". А теперь разберём одно задание.


15. Сколько различных смыслов имеет фраза Письмо знакомой из Москвы?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  6?

В предложении использован омоформ знакомой. Возможны варианты: письмо кого? - Знакомой. И письмо кому? Знакомой.Имеем два смысла. Наблюдаем и неопределённость синтаксических связей. Письмо откуда? Из Москвы. Или знакомой откуда? Из Москвы. Неясно, относится ли обстоятеьство места к дополнению или подлежащего. Итого 4 варианта смысла предложения, потому что две вариации смысла по одному из факторов перемножаются с двумя вариантами смысла по другому фактору.

А теперь предлагаю Вашему вниманию другие задания 2000, 2006-2008 гг. для 6-11 классов.

11. В современном русском языке слово негде означает ‘нет места (чтобы что-то сделать)’. «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина начинается так: «Негде, в тридевятом царстве...». А что означает слово негде в этой пушкинской строке?
(А) ‘нигде’;  (Б) ‘где-то’;  (В) ‘кое-где’;  (Г) ‘там’;  (Д) то же, что и сейчас.19. «На другой день утром я проснулся рано; но Максим Максимыч предупредил
меня. Я нашёл его у ворот сидящего на скамейке».
(М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)
Что означает здесь «предупредил меня»?
(А) ‘накануне сообщил мне, что я проснусь рано’;
(Б) ‘сказал мне, чтобы я спал дальше’;  (В) ‘проснулся раньше меня’;
(Г) ‘сообщил мне, что я найду его у ворот на скамейке’;
(Д) ‘был очень предупредителен’.
22. Какое из приведённых слов можно понять и как глагол совершенного, и как глагол несовершенного вида? 
(А) настоять;  (Б) отстоять;  (В) принадлежать(Г)шествовать;  (Д) никакой
20. Аня написала: со стрижём; Ваня написал: сострижём; Саня написал: со стрижом; Таня написала: сострижом. Кто из ребят наверняка сделал ошибку?
(А) все, кроме Вани;  (Б) все, кроме Сани;  (В) Аня и Таня;  
(Г) только Саня;  (Д) Аня и Ваня.
5. Какое слово может быть не только существительным?
(А) квас; (Б) сок; (В) чай; (Г) суп; (Д) щи.
 21. Вот список нарицательных существительных: ленивец, болиголов, летяга,
рысь, ласка, мандарин, костяника, белена. Сколько из них могут называть не
только растение или дикое животное?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
 22. Вот несколько словосочетаний:
1) красивые песни, 2) во второй песни,
3) от жалобной песни, 4) с этой песнью.
Какие из них наверняка содержат ошибку?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 2 и 4;
(Д) каждое из словосочетаний 1-4 можно истолковать как правильное.
21. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого.
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
8. Какое из этих пяти слов не имеет той общей смысловой части, которая есть у
остальных четырёх?
(А) радиоволна; (Б) радиотехника; (В) радиосвязь;
(Г) радиоактивность; (Д) радиопередача
7. Какое из слов в зависимости от его смысла может быть разобрано по
составу двумя способами?
(А) слепой; (Б) слепить; (В) слепок; (Г) слипаться; (Д) ослеплять..
29. В каком из следующих слов приставка имеет не то же значение, что
во всех остальных?
(А) дезинфекция; (Б) дезинформация;
(В) демобилизация; (Г) демилитаризация;
(Д) во всех этих словах приставка имеет одно и то же значение.
20. Какую из этих фраз можно понять не так, как остальные?
(А) Лене доводилось засиживаться за работой допоздна.
(Б) Лене случалось засиживаться за работой допоздна.
(В) Лене приходилось засиживаться за работой допоздна.
(Г) Лена, случалось, засиживалась за работой допоздна.
(Д) Лена порой засиживалась за работой допоздна.
1. Какое из слов можно понять и как наречие, и как существительное?
(А) горячо; (Б) холодно; (В) прохладно;
(Г) тепло; (Д) жарко.
22. Какая из данных ниже фраз может быть понята двумя способами?
(А) Нет терроризму!
(Б) Нет войне!
(В) Нет насилию!
(Г) Нет агрессии!
(Д) Нет равнодушию!
22. Сколько различных смыслов имеет фраза Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву?
(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  6

Теория Медвежонка-1

Мы продолжаем готовиться к Медвежонку. Но помимо избранных задач я хочу также предложить Вам свои наработки (мысли) о теории этой игры. Я всегда в своей работе по подготовке к чему-либо или просто при знакомстве с новой сферой знаний стремлюсь использовать метод дедукции, то есть перейти от частного к общему, также я работаю с Медвежонком. В данном случае я предлагаю свести всё многобразие задач этого конкурса к ряду типов, и тогда можно будет готовиться по каждому конкретному типу отдельно,выяснять, какой тип задач у вас "страдает", и "подтягиваться" по нему. Сразу скажу, что свести все задачи к ряду типов идеальным образом невозможно так же, как нельзя свести к нескольким типам всю мировую литературу, но нужно стремиться к созданию, как можно лучшей типологии, которая будет включать, как можно больше задач и структурировать их. Как готовиться по каждому типу задач после их формирования - дело другое. Минимум - это искать в источнках такие задачи,  которые вызывают особую слоность, и уделять им больше времени, максимум - можно разработать алгоритм для каждого типа задач. Итак, все задачи я делю, в первую очередь, на два основных типа: сухие илогические. Сухие задачи не требуют логических размышлений, чтобы их решить, нужно просто учить русский язык на пять. Это задачи на правописание, пунктуацию, ударение, определение падежа и так далее. К ним готовиться в основном не надо никак, достаточно очень хорошо знать теоретичесую базу русского языка. Если в чём-то она "страдает", то "подтягивать" кому что надо. Это легко, достаточно взять любые тесты по соответствующему разделу русского языка. Сложнее задачи логические, в которых нас без зазрения совести спрашивают то, чего мы не проходили:) Такие задачи можно подразделить на множество типов. Например,фразеологические. Несмотря на то, что фразеология - это тоже школьная программа, изучается она как-то скупо, ни учебники, ни учителя времени ей не уделяют. Каск тут быть? Самое эффетивно решение: открыть словарь фразеологизмов и читать его как обычную книгу, запоминая фразеологизмы и их значения. Занятие нудное, но я сам так занимался, и скажу, что жить можно:) Нужно почаще употреблять фразеологизмы, которые узнал, в речи: устных ответах, сочинениях и просто разговорах с учителями. Но что делать, если ты уже на игре, там в вопросе фразеологизм, а ты его не знаешь? Нужно вслушаться в этот фразеологизм, и  хоть смысл его и не складывается из отдельных элементов, попытаться как-то применить смысл , входящих в него слов. Попутно, максимально используйте метод исключения не подходящих вариантов. Поясню всё на примере.

11. Про кого говорят «аршин проглотил»?
(А) про зазнавшегося человека;
(Б) про человека, который держится неестественно прямо;
(В) про человека, который все время молчит;
(Г) про очень толстого человека;
(Д) про человека, сведущего в каком-либо вопросе.

Даже, если вы не знаете этот фразеологизм, но вспомните, что аршин - это мера длины в 72 сантиметра, то у Вас возникнут ассоциации о чём-то длинном, прямом и Г отпадает, а если человек его проглотил, то тут дальше и думать нечего. А в идеале фразеологизмы, конечно, знать нужно. и такие ухищрения не всегда помогают. И всё же помогают...
Закончу подборкой задач фразеологического типа.
20. В приведённых ниже устойчивых словосочетаниях пропущено одно
и то же слово. Во всех словосочетаниях, кроме одного, это слово упот-
реблено в единственном числе и только в одном — во множественном.
В каком именно?
(А) попасть … в небо; (Б) … о … не ударить; (В) высосать из …;
(Г) объяснять на …; (Д) обвести вокруг …
26. Перед вами начала пословиц:
1) Сегодня в чести… 2) Свинья мне не брат…
3) Наряди свинью в серьги… 4) Хоть он и свинья…
Какая из фраз не является концовкой ни одной из пословиц 1, 2, 3, 4?
(А) а все-таки человек; (Б) а пять рублей не деньги;
(В) а везде вхожа; (Г) а завтра свиней пасти; (Д) а она в навоз.
7. Длительное состояние неподвижности при отсутствии реакций на раздраже-
ние, с почти неощутимым дыханием и пульсом называется…
(А) литоргическим сном; (Б) литаргическим сном;
(В) летаргическим сном; (Г) леторгическим сном;
(Д) литургическим сном
22. Какое из приведённых выражений означает не то, что остальные?
(А) ни пава ни ворона; (Б) ни рыба ни мясо;
(В) ни свет ни заря; (Г) ни два ни полтора;
(Д) ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Что означает выражение не сегодня-завтра?
(А) ‘не сегодня, а завтра’;
(Б) ‘в ближайшее время’;
(В) ‘вчера’; (Г) ‘давно’;
(Д) ‘не скоро’.
1. В изложении ученик написал: «Все восхищались этим поэтом, его
творчество возводили в куб». А как надо было написать?
(А) именно так и надо было; (Б) ...возводили в квадрат;
(В) ...возводили в круг; (Г) ...возводили в куль;
(Д) ...возводили в культ.
20. В приведённых ниже устойчивых словосочетаниях пропущено одно
и то же слово. Во всех словосочетаниях, кроме одного, это слово упот-
реблено в единственном числе и только в одном — во множественном.
В каком именно?
(А) попасть … в небо; (Б) … о … не ударить; (В) высосать из …;
(Г) объяснять на …; (Д) обвести вокруг …
И оставляйте комментарии...

Теория Медвежонка-2

 Мы разделили задачи на два типа: сухие и логические. На этом шаге я могу выполнить давнее своё  обещание и ответить Вам на вопрос "Какие задачи РМ я отбираю в качестве избранных для подготовки, своей, а теперь с ведением блога и Вашей?". Ответ прост: преимущественно, логические. Сухие, или школьные тоже иногда беру, если случай, который они рассматривают редок в учебниках и действительно сложен. Из логических мы рассмотрели фразеологический подтип, а сейчас рассмотрим этимологический: это все вопросы на определение исторического родства, исторический (а не современный!) морфемный состав, определение значения иноязычной морфемы и тому подобное. Азы этимологии в школе действительно рассматриваются слабо, но пугаться не следует: этимологию многих слов Вы знаете всё-таки из школьных учебников. Все названия наук, термины и прочие новые слова в курсе всех предметов объяснятся по происхождению в скобках: биология - наука о жизни, Реконкиста - обратное завоёвывание и т. д. Вспомнили? Значение многих приставок Вы знаете, хотя бы на интуитивном уровне, из жизни: ре-, де-, дез-, анти-, ведь так? Ну а для дополнительного самообразования читайте этимологические справочники и словари. Справочники - это понятно, а зачем читать словари? Ведь это разрозненные этимологические объяснения. Мой опыт показывает, что читая одну статью, человек интуитивно воспринимает теоретический приём, заложенный в возникновении слова. Затем он сможет применять его для других слов по аналогии. Поясню сказанное. Вы знаете приставку а- ? Нет? А как же слово аморальный? Узнали? Теперь Вы её не только узнали, вы поняли её значение не-, и сможете дальше, услышав впервые слово, скажем, аполитичный понять, что оно значит. Это принцип аналогии. Поэтому чтение литературы на тему этимологии, особенно, заостряющей внимание на фонетических моментах - занятие абсолютно полезное, хотя для многих и нудное. И помните: помогает знание иностранных языков и иноязычных слов, ведь они из тех же истоков, что и многие заимствованные слова, прочно вошедшие в нашу жизнь, то есть из латыни преимущественно. Например, от какого слово произошлосолярий? Вспоминаем английское solar - солнечный, и всё понятно. Полезно знать также чередующиеся гласные и согласные. Например,  родственны ли слова обуза и обязанность? Это можно предположить только при условии, что есть чередование у\\я, а оно есть: звук - звякнуть. Итак, закончим, как и в прошлый раз, примером решения задачи и подборкой задач прошлых лет 2007-2009 гг. 6-11 классов.


15. Даны названия четырёх стран и одного города:
Нидерланды, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Сальвадор, Рио-де-Жанейро —
и их буквальные переводы на русский язык (в перепутанном порядке):
берег слоновой кости, львиные горы, нижние земли, январская река, спаситель.
Как надо расположить названия, чтобы они шли в том же порядке, что их переводы?
(А) Рио-де-Жанейро, Нидерланды, Сьерра-Леоне, Сальвадор, Кот-д’Ивуар;
(Б) Рио-де-Жанейро, Сьерра-Леоне, Нидерланды, Сальвадор, Кот-д’Ивуар;
(В) Рио-де-Жанейро, Сальвадор, Нидерланды, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне;
(Г) Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Нидерланды, Рио-де-Жанейро, Сальвадор;
(Д) Кот-д’Ивуар, Рио-де-Жанейро, Нидерланды, Сьерра-Леоне, Сальвадор. 

Услышать в части Леоне английское лев совсем несложно. Ланды вНидерландах тоже ясно напоминают английские землиСальвадор - этоспаситель, даже если не знать этого, то это единственный однословный перевод, и есть единственное наименование кроме Нидерландов из одной части без дефисов. Уже эти точные расстановки наводят на Г, а если уж услышать в Жанейро английский январь то это Г однозначно.
Дальше сами...

19. Какое из этих слов греческого происхождения не содержит в себе от-
рицательной приставки ан-?
(А) анальгин; (Б) аноним; (В) анестезия;
(Г) аналог; (Д) анархия. 
19. Какое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?
(А) продать; (Б) создать; (В) воздать; (Г) передать; (Д) подать.
 27. Какое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?
(А) разведка; (Б) заведующий;
(В) телеведущий; (Г) отведать;
(Д) ведьма. 

 24. Какое из этих слов исторически не родственно слову яд?
(А) противоядие; (Б) всеядный; (В) яство; (Г) еда;
(Д) все эти слова исторически родственны. 
29. Русское слово неделя переводится на родственный русскому болгарский язык
как сeдмица. А как переводится на русский язык болгарское слово неделя?
(А) четверг; (Б) пятница; (В) суббота;
(Г) воскресенье; (Д) понедельник. 
17. В каком из сложных слов отношение между корнями не такое, как в осталь-
ных?
(А) биология; (Б) геология; (В) филология;
(Г) археология; (Д) зоология.
 24. Первая часть слов: панславизм, пантеизм, паноптикум, панорама, панисла-
мизм, пандемия, панамериканский, панъевропейский — греческая по происхож-
дению. Что она означает в этих словах?
(А) ‘вне, внешний’; (Б) ‘вокруг, окружающий’; (В) ‘давно, древний’;
(Г) ‘все, всеобщий’; (Д) ‘верх, высший’.
 15. Какое из слов исторически восходит не к тому же корню, что все остальные?
(А) упругий; (Б) пружина; (В) запруживать;
(Г) напрячься; (Д) запрягать. 
14. Цитата из воспоминаний актёра Евгения Весника: «Ещё: он почти никогда не
пользовался иностранными словами… Не “виртуоз” — а “умелец”, “мастер”,
“артист своего дела”». А какие из этих слов исконно русские?
(А) умелец, мастер, артист; (Б) умелец, артист;
(В) умелец, мастер; (Г) только умелец; (Д) никакие.

7 комментариев:

  1. Много интересного и полезного материала. Можно использовать и при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Порешала, получается

    ОтветитьУдалить
  3. Познавательный блог, хотелось бы увидеть на нем сочинения детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В "Русском медвежонке" нет сочинений

      Удалить
    2. Это не БЛОГ о Русском Мёдвежёнке

      Удалить
  4. Жду с нетерпением результатов "Русского медвежонка-2014"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наберись терпения: результаты будут опубликованы только в конце января.

      Удалить